Перейти к основному содержанию

Раскопки, произведённые советскими археологами на территории Средней Азии, главным образом Хорезма, обнаружили множество памятников материальной культуры, которые дают некоторое представление о культуре древнейших народов Средней Азии. Наибольший интерес представляют оросительные сооружения, в частности большие каналы, а также крупные поселения, обнесённые стенами, которые говорят о довольно значительном развитии строительной техники. Изображения согдийца, бактрийца, хорезмийца и саков, сохранившиеся на рельефах, найденных в Персеполе, рисуют одежду, головные уборы и своеобразное оружие этих племён Средней Азии. По свидетельству Геродота, саки пользовались луками, короткими мечами (акинаками) и секирами, которые обычно делались из меди. Описывая быт массагетов, Геродот говорит, что у них были медные грудные панцыри для лошадей, золотые уздечки и удила. На основании этих описаний и археологических находок можно предполагать, что металлургия достигла значительного развития у древних народов Средней Азии, в частности у хорезмийцев.

Большой интерес представляет проблема изучения эпоса древних народов Средней Азии. Некоторые эпические сказания этих древних народов,/несомненно, были использованы греческими писателями. Таков, например, рассказ о борьбе Кира с царицей массагетов Томирис, который восходит к народным сказаниям времени матриархата, пережиточно сохранившимся в кара-калпакском эпосе. Отдельные мотивы народного эпоса саков сохранились у позднеантичного писателя Полиэна (II в.), который рассказывает о том, как мужественный сак Ширак завёл персидские войска в пустыню и пожертвовал жизнью, чтобы этим подвигом спасти свой народ от персидского нашествия. В этих эпических сказаниях воспевались и возвеличивались геройские подвиги доблестных сынов и дочерей народов Средней Азии, ведших упорную борьбу с персами за независимость и свободу своей родины. Наконец, в более поздней литературе, например, в знаменитой поэме Фирдоуси «Шах-Наме» сохранился целый ряд обломков древних народных сказаний и эпических поэм, созданных древними народами Средней Азии. Таков, например, древний легендарный рассказ о том, как кузнец Каве победил страшного дракона Дахаку, образ которого сохранился преемственно в таджикском фольклоре под именем «Аждахо». Таков и древний легендарный рассказ о знаменитом герое Рустаме, который боролся с врагами, чудовищами и даже со своим родным сыном Сохрабом, которого он не узнал. Наконец, к древнему эпосу народов Согдианы и Хорезма восходит образ юного героя Сиявуша, который слился с образом бога умирающей и воскресающей природы. Многочисленные мотивы, эпизоды и сюжеты народной литературы древних народов Средней Азии сохранились в «Авесте», в более поздней художественной литературе восточных народов, например в «Шах-Наме», наконец, бытуют до сих пор в фольклоре народов Средней Азии.

Таким образом, древние персы во многом использовали культурные достижения народов Средней Азии, а также целого ряда других древневосточных народов. Ещё Геродот отметил, что «обычаи чужеземцев персы перенимают охотнее всякого другого народа. Они носят даже индийское платье, находя его красивее туземного, а для войны облачаются в египетские панцыри».

Персидское изобразительное искусство впитало многие мотивы более древней культуры народов Месопотамии. Так, например, персидского царя часто изображали в виде героя, поражающего фантастического зверя, подобно тому как изображали древнешумерийского царя и героя Гильгамеша, рассказ о подвигах которого получил широкое распространение во всей Передней Азии и образ которого был увековечен на множестве памятников искусства. Верховного бога Ахурамазда персы изображали в виде небесного царя, находящегося в крылатом солнечном диске, что живо напоминает аналогичное изображение верховного бога ассирийцев — Ашшура.

На одном бронзовом сосуде из Нохавенда сохранилось изображение, выдержанное в древнешумерийском стиле. Рельефы, покрывающие стены персидских дворцов, по своим сюжетам, отчасти по художественному стилю и по технике исполнения очень близки к рельефам ассирийской и нововавилонской эпох. Применение террас и лестниц, а также огромных статуй гениев-охранителей царского дворца в виде фантастических животных (шеду-ламассу), роднит архитектуру Персии с зодчеством народов древней Месопотамии. Наконец, очень широкое использование колонн было заимствовано персами в Египте.

Заслугой древних персон является уменье творчески перерабатывать все эти иноземные художественные элементы в едином монументальном художественном стиле. Этот стиль особенно чётко выражен в архитектуре царских дворцов, развалины которых сохранились в Персеполе. Здесь были раскопаны остатки грандиозных дворцовых зданий, воздвигнутых царями из династии Ахеменидов. Хорошо сохранились каменные части, в частности монументальные наличники дверей дворца Дария с его двумя величественными залами, затем торжественный приёмный зал (трипилон), далее зал царских аудиенций (ападана), наконец, грандиозный сто-колонный зал с замечательными, высокохудожественными своеобразными каменными колоннами. Прекрасное представление о высших достижениях древнеперсидской скульптуры дают рельефы, украшавшие лестницы и стены персепольских дворцов. Эти рельефы изображают персидского царя, его сына и наследника, высших сановников государства, наконец, данников, которые несут царю самые разнообразные дары. Эти ритмично расположенные длинной вереницей данники изображены с большим художественным мастерством, свидетельствующим о высоком развитии древнеперсидского искусства.

В древнеперсидской религии и в искусстве древних персов можно обнаружить некоторые следы греческого культурного влияния. С другой стороны, персы, как и народы Средней Азии несомненно, оказали некоторое влияние на развитие античной культуры. На фасаде древнеперсидской гробницы, называемой «Кормилица и княжна», сохранились две протодорические колонны. Очень характерен в этом отношении и религиозный дуализм народов Средней Азии и Ирана, который объяснял влияние природы на жизнь людей извечной и постоянной борьбой бога света с силами мрака. Это религиозное учение оказало значительное влияние на развитие греческой религиозной философии, в частности на развитие позднегреческого гностицизма, и в некотором отношении легло в основу христианской религии.

На восточных границах Персия соприкасалась с индийскими племенами, в частности с племенем, населявшим индийскую область Гандхара. Мы знаем, что персидские цари совершали военные походы в области Северо-Западной Индии и поэтому нередко сталкивались с племенами, населявшими эти индийские области. При раскопках в Северной Индии были обнаружены скульптуры, ясно свидетельствующие о проникновении греческого искусства в эти отдалённые восточные области. Таким образом, Персия и Средняя Азия становились мостом, соединявшим далёкий восточный мир и страны Передней Азии с миром античной культуры. 

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 562-566.