Перейти к основному содержанию

Педагогические проблемы семейного воспитания детей и подростков своими корнями уходят в глубь веков. На всех исторических этапах развития цивилизации семейное воспитание привлекало внимание не только педагогов, но и широких слоёв общества. В классовом обществе особая обострённость внимания к этим вопросам в значительной степени объяснялась тем, что школа, как правило, занималась сугубо учебной работой.

Принципиально иная ситуация создалась после Великой Октябрьской социалистической революции. По своему размаху и глубине проникновения во все сферы общественной жизни и производства, по своим подлинно гуманистическим началам она превосходила всё, имевшее место до этого в человеческой истории. Октябрьская революция с самого начала была направлена на принципиальное изменение общественных отношений, на решительное обновление производства и прежде всего самого существенного элемента производительных сил – человека. Задача по формированию нового человека с коммунистическим сознанием и моралью принципиально отличала её от всех других революционных потрясений, изменявших, как правило, только формы и хозяев частной собственности. Октябрьская же революция ставила перед собой цель разорвать и затем уничтожить цепи частной собственности и тем самым создать невиданные прежде условия для действительно свободного и гармоничного развития каждого члена общества.

В первые годы после революции в общественном воспитании детей и подростков много было трудностей и нерешённых вопросов. Поучиться, как воспитывать нового человека, не было у кого. Необходимо было разрабатывать соответствующую систему воспитания в процессе практического воспитания и перевоспитания многомиллионных масс, в том числе и детского населения. Сразу же после революционного переворота семья, как правило, насквозь пропитанная психологией мещанства, также не могла выступать надёжным союзником в коммунистическом воспитании.

А. С. Макаренко указывал, что значительные группы «бывшего» общества, не принявшие искренне Октябрьскую Революцию, а только подчинившиеся диктатуре пролетариата, остались без определённого мировоззрения, а следовательно, и без

[147]

уверенной воспитательной системы. Такая семья перестала быть нужной нам воспитательной средой. Она уже не могла дать ребёнку старой моральной нормы, но в то же время ещё противодействовала новой. Выпадение несовершеннолетнего из такой семьи – явление вполне естественное и даже социально здоровое, но в некоторых случаях, под влиянием случайных причин, оно приводило к правонарушению 1.

Именно этим объясняется несколько настороженное, а иногда и прямо отрицательное отношение к семье как средству воспитания в первые годы после Октября. Однако постепенно, в меру всё большего укрепления социалистических общественных отношений и принципиально нового уклада жизни общества менялась и советская семья. Уже в конце 20-х – начале 30-х годов в ней появились совершенно новые отношения, соответствующие принципам и нормам социализма.

Н. К. Крупская в 1936 г. писала: «...с каждым днём всё более укрепляются новые формы семьи, основанные на глубоком взаимном доверии, чувстве любви, на идейной близости, на естественном влечении»2.

А. С. Макаренко исходил из того, что семья является естествен-ным человеческим коллективом и поэтому она должна соответствовать лучшим человеческим законам. Если семью очистить от пагубных наслоений вековой эксплуатации человека человеком, в ней останутся только естественные и простые отражения человеческой культуры, она может вместить в себя самые совершенные формы жизни. Он был твёрдо убеждён в том, что «наша семья становится настоящей школой коммунистической морали», что «семейный коммунизм поведения должен обязательно перерастать в коммунизм общественного поведения. В противном случае мы воспитаем самую жалкую тварь, какая только возможна на свете,– ограниченного патриота собственной квартирки, жадненькую и жалкую зверушку семейной норы» 3.

В социалистическом обществе, освобождающем человека от индивидуалистических, частнособственнических цепей старого мира, создаются благоприятные условия для расцвета семьи и усиления её роли в воспитании подрастающего поколения. В соответствии с Конституцией СССР советская

_____

1 См.: Макаренко.– Т. 1– С. 111.

8 Крупская Н. К. Крепкая советская семья // Пед. соч.– Т. 6.– С. 126.

3 Макаренко. – Т. 5.– С. 237.

[148]

семья находится под защитой государства, заботящегося о ней путём создания и развития широкой сети детских учреждений, организаций и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребёнка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье (статья 53). Одновременно на каждого гражданина СССР возлагается обязанность заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества (статья 66). Именно потому, как справедливо отмечал А. С. Макаренко, «никаких детских катастроф, никаких процентов брака, даже выраженных сотыми единицы, у нас быть не должно!» 1.

Однако и в наши дни в некоторых семьях случаются и катастрофы, и явные и скрытые конфликты. Обуславливаются они чрезвычайной живучестью всё тех же буржуазных пережитков, особенно в области нравственного воспитания. В условиях семьи, да к тому же ещё и малодетной, действительно создаётся благоприятная почва для процветания так называемой «парной педагогики», весьма преувеличивающей значение педагогических бесед. Как справедливо указывал А. С. Макаренко, в условиях «парной педагогики» субъект (отец или мать, вообще воспитатель) и объект воспитания (ребёнок) попадают в своеобразную позицию «прямого противостояния» 2.

А.С. Макаренко указывал, что «советский человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка»2. Задача воспитания состоит в том, чтобы направить это развитие и руководить им. Бессмысленными являются попытки некоторых родителей и педагогов оградить ребёнка от влияний жизни, подменяя социальное воспитание индивидуальной дрессурой. Кончается это, как правило, неудачей: или ребёнок

____

1 Макаренко.– Т. 5.– С. 9.

2 Там же.– С. 14.

[149]

вырывается из домашних застенок, или вырастает выродок.

В семейном воспитании меньше всего следует полагаться на какие-то педагогические фокусы. А. С. Макаренко резко отрицательно относился к широко распространённому среди родителей заблуждению, по которому хорошее воспитание обуславливается какими-то педагогическими секретами. Такое отношение к воспитательному процессу, полагал он, напоминает поиски секретов чёрной и белой магии. Действительно, чтобы показать фокус, надо знать его секрет, К тому же фокусы требуют определённой обстановки. Поэтому и родителям иногда кажется, что в воспитании детей нужна какая-то специальная поза, манера держать себя с ребёнком, и, главное, сохранять эту позу всегда и неизменно, пока не окончится воспитание. «Все эти заблуждения,– писал он,– нахватаны из обрывков старых и новых педагогических мыслей и предрассудков и хранятся в памяти как рецепт магического бальзама, безусловно, целебного, но применение его требует такого сложного ритуала, что бальзам бездействует, кроме того, и рецепт утерян» 1.

Антон Семёнович требовал совершенно отбросить взгляд, что воспитывать могут только посвящённые в тайны специальных наук, и поставить воспитание наряду с другими деловыми сферами жизни. «Воспитание,– писал он,– дело трудное, но это прежде всего дело, деловая деятельность, доступная каждому взрослому советскому гражданину. И это деятельность, которой он обязан заниматься, какая бы у него ни была основная специальность»2. Воспитание – это большой, напряжённый, требующий постоянного внимания труд. Оно требует предельной простоты и искренности, отсутствия какой бы то ни было позы, искусственности и лжи. В него входит сложный процесс формирования отношений между детьми и родителями, отношений, затрагивающих самые глубокие и интимные чувства. Родители никогда не должны угрожать детям, чтобы они их любили. Такая ориентировка, на детскую любовь ведёт к потере представления, кто кого воспитывает. Дети в таких случаях начинают отвечать родителям вульгарной грубостью типа: «Папка, ты мне надоел», «Мамка, не приставай» и пр.

Родители часто оправдывают недостатки в воспитания своих детей тем, что у них не хватает на это времени.

_____

1 Макаренко А. С. Избранные произведения: В 3 т.– Т. 3.– С. 468.

2 Там же.– С. 473.

[150]

А. С. Макаренко считал такие объяснения совершенно несостоятельными. У таких родителей не времени мало, а «нет чувства ответственности ни перед ребёнком, ни перед обществом». Для правильного воспитания ребёнка «совсем не нужно какого-то особенного времени и не нужно, главное, много времени. Воспитание требует гораздо больше души, неослабевающего внимания, всё растущего чувства ответственности, а не времени. И чем ребёнок старше, тем меньше он требует времени и тем напряжённее ответственность» 1.

Решающим фактором успеха семейного воспитания «является активное, постоянное, вполне сознательное выполнение родителями их гражданского долга перед советским обществом. Там, где этот долг реально переживается родителями, где он составляет основу ежедневного их самочувствия, там он необходимо направляет и воспитательную работу семьи, и там невозможны никакие провалы и никакие катастрофы» 2. Настоящий воспитатель не может существовать вне его деятельности как гражданина, вне его самочувствия как личности.

Собственное поведение родителей – решающий фактор в воспитании детей. А. С. Макаренко указывал, что родители воспитывают ребёнка не только тогда, когда с ним разговаривают, поучают его или приказывают ему, но и в каждый момент их жизни, даже тогда, когда их нет дома. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями» 3.

Значительным вкладом в педагогическую науку является учение А. С. Макаренко о родительском авторитете. В нашей стране родители являются уполномоченными общества в воспитании будущих граждан, за что они и отвечают перед обществом. На этом основываются их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Однако воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета немыслим воспитатель. К тому

____

1 Макаренко А. С. Избранные произведения: В 3 т.– Т. 3.– С. 471-473.

2 Макаренко.– Т. 5.– С. 16.

3 Там же.– Т. 4.– С. 63.

[151]

же авторитет не требует никаких доказательств; он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, види-мая простым детским глазом. Если дети «не слушаются» родителей, это значит, что последние потеряли в их глазах авторитет.

Откуда же берётся родительский авторитет, как он организуется?

Многие родители, в особенности те, у которых дети «не слушаются», полагают, что авторитет даётся от природы, что это – особый талант. Если же такого таланта нет, то и поделать ничего нельзя. Разумеется, такие родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье.

К сожалению, некоторые родители стремятся организовать свой авторитет на ложных основаниях. А. С. Макаренко дал глубокий анализ различных типов ложного авторитета, в том числе: подавления – самый страшный сорт, хотя и не самый вредный; расстояния – его особенно любили в некоторых старых интеллигентских семьях; чванства – особый вид авторитета расстояния, но более вредный; педантизма – ярко выраженный бюрократизм в семейных отношениях по принципу «раз я сказал, так и должно быть»; резонёрства – бесконечные поучения и назидательные разговоры родителей; любви – семья погружается в море сентиментальности и нежных чувств; избыточность нежных слов, бесконечных лобзаний, ласки, признаний, что порождает семейный эгоизм; доброты – самый неумный вид авторитета, при котором родители готовы пожертвовать чем угодно, только сохранить бы семейный мир, только бы всё было благополучно; дружбы – чаще бывает в семьях интеллигенции, в которых дружба детей и родителей достигает крайних пределов, и дети начинают воспитывать родителей, взаимоуважение постепенно теряется; подкупа – самый безнравственный вид авторитета, когда послушание покупается подарками и обещаниями.

Кроме этих главных типов ложного авторитета, есть ещё много и других (весёлости, учёности, «рубахи-парня», красоты). Но чаще всего родители вообще не думают ни о каком авторитете, а живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут волынку воспитания детей. Такие родители всегда мечутся, как угорелые кошки, в полном бессилии, в полном непонимании того, что они делают. Бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать – другого. Детям в таком случае приходится быть прежде всего дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой.

[152]

Случается и так, что родители просто не обращают внимания на детей и думают только о своём спокойствии.

А. С. Макаренко был твёрдо убеждён в том, что «главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей» 1. Если родители делают своё дело честно и разумно, если они сами всегда дают полный отчёт в своих действиях и поступках, то это и делает их авторитетными в глазах своих детей. В таком случае не нужно искать каких-то особых оснований для родительского авторитета, и тем более не нужно придумывать ничего искусственного. «Действительный авторитет,– писал А. С. Макаренко,– основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание» 2. Корни родительского авторитета всегда находятся в одном месте: в поведении родителей, включая сюда всю отцовскую и материнскую жизнь – работу, мысль, привычки, чувства, стремления 3.

Существенно важно своевременно приучать детей к активному участию в семейном хозяйстве, правильная постановка которого воспитывает коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность к ориентации, оперативности.

Родители должны помнить, что, воспитывая хорошего и честного хозяина, они тем самым воспитывают и хорошего гражданина.

А. С. Макаренко считал, что хороших людей могут воспитать только счастливые родители. Он писал: «Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем» 4.

Особое значение уделял Антон Семёнович раннему воспитанию детей. Он полагал, что в первые два-три года закладывается фундамент не только физического здоровья ребёнка, но и основные линии будущей личности, характера, что «успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до 5 лет. Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году его жизни» 5. По его мнению, уже с двух лет ребёнок должен быть

____

1 Макаренко.– Т. 4.– С. 69.

2 Там же.– С. 72.

3 См.: Там же.– Т. 5.– С. 104.

4 Там же.– Т. 4.– С. 214.

5 Там же.– Т. 7.– С. 150.

[153]

членом коллектива, разделяя ответственность за счастье и не-счастье. Если до 6 лет ребёнок воспитывается правильно и в нём воспитаны определённые привычки активности и торможения, то на такого ребёнка никто не повлияет плохо.

Социологические исследования показывают, что однодетные семьи в настоящее время составляют около 50 процентов. Слепая, бездумная любовь родителей к своим детям-одиночкам часто приводит к срывам среди части молодёжи, в частности, подросткового возраста. А. С. Макаренко справедливо указывал, что в буржуазной семье единственный ребёнок не представляет такой общественной опасности, как у нас, ибо сам характер общества не противоречит качествам, воспитанным в единственном наследнике. «Холодная жестокость характера, прикрытая формальной вежливостью, слабые эмоции симпатии, привычка единоличного эгоизма, прямолинейный карьеризм и моральная увёртливость и безразличие ко всему человечеству – всё это естественно в буржуазном обществе и патологично, и вредно в обществе советском»1. Именно потому выдающийся педагог считал необходимым проводить активную целенаправленную пропагандистскую работу за уменьшение количества однодетных семей, в которых всегда существуют условия для неправильного морального воспитания детей.

Выступая в Политехническом музее (1938 г.), А. С. Макаренко шутя говорил, что когда-нибудь будет издан такой декрет: у кого родился один сын, а через три года не родился второй – штраф 2.

Самым пагубным в семейном воспитании, по мнению Антона Семёновича, является привычка к ссорам и раздражительности, которая, как правило, приводит к несчастной семейной жизни. Раздражительность обуславливается не плохим состоянием нервов, не переутомлением их, а дурной, порочной привычкой «мещанского торгашеского захолустного бытия». Она – признак распущенности и отсутствия дисциплины, порочности мировоззрения. Раздражительность – это порок, являющийся причиной нервных заболеваний, а не их следствием. В избавлении от него не могут помочь на бром, ни души Шарко. Помочь могут только самодисциплина и глубокое осознание отвратительной антисоциальности этого порока 3.

_____

1             Макаренко.– Т. 5.– С. 76.

2             См.: Там же.– Т. 7.– С. 46.

3 Макаренко А. С. Избранные произведения: В 3 т.– Т. 3.– С. 505-510.

[154]

Существенным недостатком семейного воспитания является то, что родители часто не задумываются всерьёз над тем, кого они хотят воспитать из ребёнка, какие качества необходимы ему как советскому гражданину и человеку, какой комплекс качеств. «В данном случае необходимо не общее представление: коммунистическая личность, человек-коммунист, активный строитель... Надо расчленить эти понятия и представить себе совершенно конкретно, из каких элементов, деталей состоит тот идеал человека, которого мы хотели бы воспитать в наших детях» 1. Должна быть не только чёткая цель воспитания, но и детализированная и продуманная программа.

Актуальность проблем семейного воспитания обуславливается и тем, что в некоторых семьях «словесная советская идеология мирно уживается с опытом старого типа» 2. Мещанско-эгоистическая, обывательская психология всё ещё поражает многие семьи.

В конце 20-х и в начале 30-х годов определённую остроту приобрёл вопрос так называемого полового воспитания. Возникали различные проекты его решения. Под влиянием зарубежного опыта вносились предложения организовать с учащимися специальную работу по половому воспитанию, начиная уже с начальной школы. В этих предложениях такая работа в большинстве случаев представлялась в виде санитарно-гигиенического просветительства с осторожными заходами и в традиционно тайные отрасли отношений между лицами различного пола и выходами на окончательный результат этих отношений – создание семьи, рождение ребёнка и т. д.

В педагогическом наследии А. С. Макаренко впервые в мировой педагогике дано подлинно научное решение этой проблемы. Великий педагог решительно выступал против попыток отделить половое воспитание в какую-то отдельную, автономную отрасль воспитательной работы. В этих вопросах, по его мнению, «решающими являются не какие-либо отдельные способы, специально предназначенные для полового воспитания, а весь общий вид воспитательной работы, вся его картина в целом» 3. Не специальные методы, а дисциплина и режим обеспечивают надлежащий уровень полового воспитания. Открытое и слишком преждевременное обсуждение половых вопросов приводит ребёнка к грубо рационалистическому

_____

1             Макаренко А. С. Избранные произведения: В 3 т.– Т. 3.– С. 474.

2             Макаренко.– Т. 5.– С. 32.

3             Там же.– Т. 4.– С. 104.

[155]

взгляду на половую сферу, кладёт начало тому цинизму, с которым мы иногда встречаемся среди взрослых людей.

В человеческом обществе, а тем более в обществе социалистическом, половое воспитание необходимо осуществлять без чрезмерно откровенного и по существу циничного рассмотрения узкофизиологических вопросов. Половой акт не может быть отделён от всех достижений человеческой культуры, от условий жизни человека, от гуманитарного пути истории, от побед эстетики. «Если мужчина или женщина не ощущает себя членом общества, если у них нет чувства ответственности за его жизнь, за его красоту и разум, как они могут полюбить? Откуда у них возьмутся уважение к себе, уверенность в какой-то своей ценности, превышающей ценность самца или самки?

Половое воспитание – это прежде всего воспитание культуры социальной личности» 1.

А. С. Макаренко был противником половой свободы в разговорах с детьми на половые темы. Он считал, что «никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в своё время. Но они опошлят проблему любви, они лишат её той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным» 2.

А. С. Макаренко считал, что половое развитие не существует отдельно от всего развития личности, а потому «нельзя половую сферу рассматривать как основу всей человеческой психики и направлять на неё главное внимание воспитателя. Культура половой жизни есть не начало, а завершение. Отдельно воспитывая половое чувство, мы ещё не воспитываем гражданина, воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего педагогического внимания» 3. По его мнению, половое воспитание – это выработка у личности с детства умения владеть своими чувствами, представлениями, возникающими желаниями, умения вовремя тормозить свои влечения; воспитание того интимного уважения к вопросам пола, которое именуется целомудрием.

____

1             Макаренко.– Т. 5.– С. 153.

2             Там же.– С. 171.

3             Там же.– С. 172.

[156]

А. С. Макаренко решительно выступал против идеи «беззаботного детства». Он полагал, что эта идея «чужда нашему обществу и может принести большой вред будущему» 1. Антон Семёнович при этом исходил из того, что гражданином Советской страны может быть только трудящийся. И именно в том, что он трудящийся, и состоят его честь, его радость и его человеческое достоинство.

____

1 Макаренко.– Т. 5.– С. 260.

[157]