5. Хотя учение и полезно, но добродетельное, трудолюбивое воспитание в большей степени содействует счастью...

5. Хотя учение и полезно, но добродетельное, трудолюбивое воспитание в большей степени содействует счастью в этом мире и в будущем. Большим злом в обычном воспитании является предоставление детям заниматься самим без всякого руководства, что является ущербом в нескольких отношениях:

во-первых, для их тела и их настоящего положения;

во-вторых, для их духа и будущей жизни.

Ибо с 4—5 лет мальчиков и девочек, помимо чтения, надо учить еще и вязать, прясть и т. д. А более старших мальчиков — работать на токарных станках и т. д. Начав с раннего возраста, они станут лучшими мастерами. И находясь при деле, хотя бы легком, они усовершенствуют свой разум путем наглядного опыта, при помощи которого они скорее научатся, чем при какой угодно умозрительной учебе. Так, трехлетний ребенок будет гораздо лучше знать, как жжет огонь, ощутив его, чем тринадцатилетний после самых разумных рассуждений, но без ощущения его. Пустые же детские занятия оставляют их ум вовсе пустым. Воля является наибольшим врагом, какого имеет человек, если только она не подчинена воле божьей. Насколько же ценно для воли ребенка находиться под руководством воли другого, а не своей собственной. Подчинить детей воле бога, когда они вырастут, будет наименее затруднительно, если они будут иметь уроки по религии, священному писанию.

Так, занятые руки приносят доход, занятый трудом разум делает детей мудрыми, и подчиненная воля делает их хорошими.

Ибо если взрослые люди управляются скорее разумом, чем чувствами, то дети руководятся скорее чувствами, чем разумом и, следовательно, должны быть предупреждены от зла более путем руководства, чем рассуждениями. Мы видим, что жеребята обуздываются скорее руководством, чем словами.

Если принять все это во внимание, то не будет ничего удивительного в том, что происходит больше зла, чем добра от того праздного воспитания, какое обычно дается детям, когда их ум может на досуге воспринимать все дурные впечатления, какие им могут дать люди разных возрастов.

Хорошее воспитание, хотя и при небольшом состоянии, сделает человека более счастливым, чем большое состояние без него. Ибо первое не только поддерживает честь фамильного имени, но и поднимает это имя и семью, в то время как последнее портит.

И что бы некоторые люди ни думали, воспитание требует больше заботы, потому что представляет более трудностей, чем пропитание детей. Ибо от того, окажутся ли они хорошими, зависит весь успех всякого человеческого труда, так как дурное дитя в немного лет испортит плоды трудов целых поколений, накопленных его предшественниками. И подобно тому, как разврат является разорением самых лучших состояний, таким же он является и для наилучших ремесел. Вследствие этого абсолютно необходимо так же воспитать юношество в умеренности, как и обучить его ремеслу: это сделает их ремесла доходными, а их самих — полезными для общества.