Глава V. В какое время и в каком положении можно давать человеку моральное воспитание

Как животное, человек испытывает различные физические потребности. Эти различные нужды — своего рода гении-телохранители, созданные природой, для того чтобы сохранить его тело и просветить его дух. Жара, холод, жажда, голод научают его сгибать лук, спускать стрелу, раскидывать сеть, одеваться в Шкуры, строить хижины и т. д. До тех пор пока разбросанные в лесах индивиды продолжают в них обитать, для них не существует морального воспитания. Добродетели цивилизованного человека — любовь к справедливости и к отечеству. Доблести дикого человека — сила и ловкость. Его потребности — его единственные воспитатели, единственные хранители вида, и сохранение его является, по-видимому, единственной целью природы.

Когда люди, размножившись, объединяются в общества, когда недостаток средств пропитания заставляет их возделывать землю, они входят в соглашения между собой, и изучение этих соглашений дает начало науке о воспитании. Ее цель — внушить людям любовь к законам и к социальным добродетелям. Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы. В связи с этим я замечу, что прогресс этой науки, равно как и законодательства, всегда пропорционален прогрессу человеческого разума, усовершенствованного опытом, а этот опыт предполагает всегда объединение людей в общество. Людей в этом случае можно рассматривать под двумя углами зрения:

1) как граждан,

2) как граждан той или иной профессии.

В этих двух своих качествах они получают и образование двоякого рода. Наиболее усовершенствовано из них последнее. Мне придется сказать о нем немного, и поэтому я с него и начну свое исследование.