Перейти к основному содержанию

Идея соединения обучения с производительным трудом учащихся весьма энергично выдвигалась ещё в конце XVIII и в начале XIX века. Затем интерес к ней упал. В общеобразовательной школе всё более насаждались интеллектуалистические тенденции. По меткому определению Н. К. Крупской, уже к концу XIX в. общеобразовательная школа «стала синонимом книжной школы, школы учёбы, в которой ученики смирно сидят на партах и слу-шают, что говорит на кафедре учитель,– школы, где ничего не преподаётся, кроме книжный знаний, имеющих очень слабое отношение к живой действительности, где индивидуальность учеников всячески подавляется и путём строгой внешней дисциплины они превращаются в какие-то машины для восприятия бесконечного числа сообщаемых им сведений» 1.

Однако в последнее десятилетие XIX в. опять заговорили о необходимости преобразования школы. Острие критики в этот период направлялось на отрыв школы от жизни, на формально схоластический характер обучения. Идеи «трудовой школы» всё более распространяются в развитых странах Европы и Америки. Постепенно они становятся наиболее популярными педагогическими идеями.

Подлинно научный подход к раскрытию органической взаимосвязи между обучением и трудом учащихся был дан марксистско-ленинским учением.

Органическую взаимосвязь между обучением и производительным трудом учащихся глубоко раскрыл В. И. Ленин. Он писал, что «нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современный уровнем техники и состоянием научного знания» 2. Чтобы осуществить такое соединение, В. И. Ленин считал необходимым «возложить на всех обязанность принимать участие в производительном труде» 3.

____

1             Крупская Н. К. Педагогические сочинения.– Т. 1.– С. 211.

2             Ленин В. И. Полн. собр. соч.– Т. 2.– С. 485.

3             Там же.– С. 480.

[120]

Вовлечение школьников в посильный производительный труд – ничем не заменимое средство их полноценного физического развития. Это позволяет естественным путём устранить так называемую гиподинамию, являющуюся, по признанию специалистов, главной причиной недостатков физического развития современного человека.

Нельзя не учитывать и того, что разумная организация производительного труда учащихся является важнейшим средством нравственного становления личности. Любые попытки уйти от него неминуемо заканчиваются серьёзными неприятностями как для личности, так и для общества в целом.

Труд является основой человеческого счастья. Наслаждения, как бы их много ни было собрано в одну жизнь, ещё не счастье. «Труд,– писал К. Д. Ушинский,– есть единственно доступное че-ловеку на земле и единственно достойное его счастье» 1. Наслаждения же – только мишурная пыль с крыльев того неуловимого призрака, за которым упорно гонятся люди. Наслаждения порхают вокруг труда, как «золотые мотыльки, привлекаемые светом, и чем ярче горит лампада труда, тем больше их толпится, но потушите её, и эти золотые мотыльки превратятся в хищных птиц, которые мигом расхватают все сокровища сердца и оставят его на жертву пустоте и отчаянию» 1. Если воспитание желает человеку добра, оно должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять его к труду жизни.

Таким образом, труд является необходимым условием физического, нравственного и умственного развития человека. Воспитание (школа) не только должно развить интеллект человека и дать ему известный объём сведений, но зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. Каждый день школьной жизни воспитанников должен обеспечивать рациональное сочетание умственного и физического труда, являющееся основой всестороннего гармонического развития личности.

С первых же дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции принцип соединения обучения с производительным трудом был положен в основу строительства социалистической школы. С особой яркостью это было выражено в документах, определявших сущность «единой трудовой школы» как основного звена социалистической системы народного образования.

___

1 Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В И т. Т. 2.– М.; Л.: АПН РСФСР, 1943.– С. 347.

[121]

Марксистско-ленинские установки об органическом соединении обучения с производительным трудом учащихся как ведущем принципе социалистической системы просвещения достаточно широко отражались и в первых директивных документах по народному образованию, принятых в Украинской ССР: Положение о единой трудовой школе Украинской ССР (1919 г.), Декларация о социальном воспитании (1920 г.), Кодекс законов о народном просвещении УССР (1922 г.) и др.

В Кодексе законов о народном просвещении УССР, являвшемся важнейшим директивным и нормативным документом в области школы и педагогики на Украине в 20-е годы, указывалось, что в основу построения воспитательных и культурно-просветительных учреждений республики должен быв положен «трудовой процесс как фундамент воспитания и познания» 1, что все учебно-воспитательные учреждения «должны стать трудовыми коллективами, объединяющими воспитание и обучение с производительным трудом, что является в современных условиях единственным жизненным методом создания всесторонне развитой личности» 2.

С целью создания для учреждений Наркомпроса прочного хозяйственного базиса и улучшения их материального положения при учебно-воспитательных учреждениях предусматривалась организация производственных коллективов. В эти производственные коллективы должны были обязательно входить все учащиеся и технический персонал учебных заведений. Они имели все права и пользовались льготами, представляемыми кооперативными объединениями. Все виды детских учреждений республики наделялись земельными участками в размере от одной до десяти десятин в соответствии с их действительной земельной потребностью. Местные органы Наркомзёма обязаны были отпускать для нужд учебных хозяйств инвентарь, орудия и семена в пределах установленных норм и в соответствии с производственным планом. Учебные хозяйства освобождались от взимания продналога и внесения промыслового налога.

Одна из важнейших задач воспитания детей в детских учреждениях состояла в том, чтобы осуществлять «практическое ознакомление детей с процессами и орудиями труда и сообщение им основных теоретических сведений об этих процессах» 3. При этих учреждениях

_____

1 Кодекс законов о народном просвещении УССР.– Харьков: Изд-во Наркомпроса УССР, 1922.– С. 3.

2 Там же.– С. 5.

3 Там же.– С. 24.

[122]

организовывались различного рода мастерские и производства, подчинённые учебно-воспитательным целям.

Ещё в 1922 г., определяя основные проблемы педагогической науки, А. С. Макаренко писал: «Русская трудовая школа должна совершенно заново перестроиться, так как в настоящее время она по идее буржуазна. Основанием русской школы должна сделаться не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает её социалистической» 1. И он строго придерживался этого положения во всей своей последующей деятельности. Именно реальный производительный труд являлся в его учреждениях той своеобразной осью, вокруг которой вращалась вся жизнь коллектива.

Уже в течение первых двух лет колонии им. М. Горького удалось организовать рентабельное сельскохозяйственное производство животноводческого направления. Во второй половине 20-х годов она обрабатывала 120 гектаров пахотной земли, имела хорошую свиноводческую ферму и ферму крупного рогатого скота, арендовала мельницу. После объединения с Куряжем в колонии организовалось производство промышленного типа – деревообделочная мастерская с хорошими станками. Колония изготовляла в значительных количествах ульи особой конструкции, зарядные ящики, мебель и другие изделия по заказам.

А. С. Макаренко уделял много внимания чёткой организации труда воспитанников. Колонисты были разбиты по разновозрастным отрядам, которые соревновались между собой за лучшее выполнение производственных и хозяйственных заданий. Такие отряды стали основным первичным звеном коллектива, основой всей воспитательной системы в колонии, а затем и в коммуне.

Все работы выполнялись колонистами весело и бодро. Эту приподнятость в труде Антон Семёнович отметил словом «мажор», придав ему значение той высокой политической сознательности, которая служит источником жизнерадостности советского человека.

В романтике социалистического труда А. С. Макаренко нашёл источник эмоционального воздействия на детский коллектив. Труд в колонии сопровождался многочисленными торжественными актами и поощрениями особо отличившихся в нём. Например, во время уборки урожая первое перевясло вручалось наиболее отличившейся в труде колонистке, лучшему косарю вручалась коса, перевязанная красным бантом.

____

1 Макаренко.– Т. 1.– С. 11.

[123]

Очень торжественно проводился праздник первого снопа, праздник урожая.

Организуя педагогическую работу в чрезвычайно сложных условиях, А. С. Макаренко неуклонно и последовательно руководствовался марксистско-ленинским учением о единстве обучения и производительного труда. Он считал, что «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом» 1.

На основе личного опыта Антон Семёнович пришёл к выводу, что труд без напряжения, без общественной и коллективной заботы является малодейственным в деле воспитания новых мотиваций поведения.

В соответствии с развитием производства и хозяйства в целом совершенствовалась и вся система воспитания в макаренковских учреждениях. Решающее значение в этом процессе играл не труд сам по себе, а вовлечение ребят в руководство производством и хозяйством. А. С. Макаренко глубоко осознал эту закономерность ещё в колонии им. М. Горького. По этому поводу он писал: «Мы заметили, что рассматриваемый уединённо трудовой процесс быстро и легко делается автономным механическим действием, не включённым в общий поток психологической жизни, чем-то подобным ходьбе или дыханию. Он отражается на психике только травматически, но не конструктивно, и поэтому его участие в образовании новых общественных мотиваций совершенно ничтожно» 2. Эта закономерность являлась для Антона Семёновича несомненной по отношению к неквалифицированному труду, связанному с самообслуживанием. Последнее отличалось ничтожным мотивационным значением, значительной утомляемостью и слабым интеллектуальным содержанием, что и разрушило его веру в самообслуживание. И тогда же был сделан вывод, что очень бедный комплекс побуждений к простому труду прежде всего определяет его моральную нейтральность.

В поисках более сложных побуждений А. С. Макаренко и обратился к мастерским. К концу первого года в колонии уже работали кузнечная, столярная, сапожная, колёсная и корзиночная мастерские. Все они были плохо оборудованы» и представляли собою «первоначальные кустарные примитивы»2.

____

1             Макаренко.– Т. 4.– С. 127.

2             Там же.– Т. 3.– С. 454.

[124]

Связанный с более заметной ответственностью ремесленный труд приводил к более очевидным явлениям ценности. Существенно важным было то, что он давал основания для возникновения группы мотивов, связанных с будущим колонистов.

Однако средний тип мотивационного эффекта и здесь оказался очень невзрачным. «Мы увидели,– писал А. С. Макаренко,– что узкая область ремесла даёт, правда, нечто, заменяющее антисоциальные привычки наших воспитанников, но даёт совершенно не то, что нам нужно. Движение воспитанника направлялось к пункту, всем хорошо известному: довольно несимпатичному типу нашего ремесленника. Его атрибуты: большая самоуверенность в суждениях, соединённая с полным невежеством, очень дурной, бедный язык и короткая мысль, мелкобуржуазные идеальчики кустарной мастерской, мелкая зависть и неприязнь к коллеге, привычка потрафлять заказчику, очень слабое ощущение социальных связей, грубое и глупое отношение к детям и женщине и, наконец, как завершение, чисто религиозное отношение к ритуалу выпивки и к застольному пустословию» 1. Уже в начале второго года выяснилось, что воспитанники, не работавшие в мастерских или работавшие в них лишь временами, а исполняющие общие и сельскохозяйственные работы, в социально-моральном отношении стояли впереди «мастеровых». Это позволило А. С. Макаренко сформулировать закономерность, в соответствии с которой «улучшение морального состояния отдельных групп воспитанников происходит параллельно развитию хозяйства и внедрению коллектива в управление этим хозяйством» 2.

К такому заключению А. С. Макаренко пришёл не так легко, как может показаться. Слишком широкая многообразная стихия хозяйства чрезвычайно трудно поддавалась анализу со стороны педагогического значения. Сначала он был склонен ведущим в хозяйстве видеть сельское хозяйство и слепо подчинился старому положению, утверждающему, что природа облагораживает. Положение было выработано в дворянских гнёздах, где природа понималась прежде всего как очень красивое место для прогулок и тургеневских переживаний. Но «природа, которая должна была облагораживать колониста-горьковца, смотрела на него глазами невспаханной земли, зарослей, которые нужно было выполоть, навоза, который нужно было убрать, потом вывезти в поле, потом разбросать,

____

1             Макаренко.-– Т 3.– С. 454.

2             Там же. – С. 454-455.

[125]

поломанного воза, лошадиной ноги, которую нужно было вылечить. Какое уж тут облагораживание!» 1.

Однако именно вот здесь, при выполнении конкретных хозяйственных дел появляется действительно здоровый хозяйственно-рабочий тон в коллективе. Глубоко осознав «этот неуловимый завиток новой человеческой ценности», А. С. Макаренко сформулировал один из важнейших педагогических выводов: «Общее движение хозяйственной массы, снабжённое постоянным зарядом напряжения и работы, если это движение вызывается к жизни сознательным стремлением и пафосом коллектива, обязательно определит самое главное, что нужно колонии: нравственно здоровый фон, на котором более определённый нравственный рисунок выполнить будет уже не трудно» 2.

А. С. Макаренко писал, что «сделав хозяйственную заботу отправной точкой в процессе воспитания, мы, в полном согласии с теорией исторического материализма, все формы нашей жизни и организации вывели из хозяйства и хозяйствования» 3. Главными формами являлись «хозяйственные требования к воспитателю и воспитаннику, организация хозяйственно-активных отрядов, точная дисциплина, труд, осложнённый хозяйственной целью, игнорирование узкоиидивидуальных черт колонистов, хозяйственная позиция по отношению к окружающему миру» 3.

А. С. Макаренко не представлял трудового воспитания вне привлечения учащихся к активному производительному труду, вне условий производства. Он был убеждён в том, что «труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания» 4. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского производительный труд занимал одно из центральных мест в воспитательной системе. Это позволило ей перейти на полный хозрасчёт и не только отказаться от каких-либо государственных дотаций на содержание, но и давать государству ежегодно около 5 миллионов рублей прибыли. Дело, разумеется, здесь не только в экономической стороне проблемы. Оказалось, что «только в производственном процессе вырастает настоящий характер человека, члена производственного коллектива, там именно человек учится чувствовать свою ответственность за деталь, когда нужно выполнить весь промфинплан» 5.

____

1             Макаренко.– Т. 3.– С. 455.

2             Там же.– С. 456.

3             Там же.– Т. 1.– С. 47.

4             Там же.– Т. 4.– С. 181.

5             Там же.– С. 361.

[126]

В развитии коммуны им. Ф. Э. Дзержинского можно выделить три стадии развития организации производительного труда: 1) в мастерских коммуны (1927– 1929 гг.); 2) в цехах полукустарного производства (1930 – 1931 гг.); 3) на современных заводах, оборудованных по последнему слову новейшей техники и построенных собственными силами (1932– 1936 гг.).

На первом этапе в коммуне существовали учебные мастерские: слесарно-механическая, деревообделочная, швейная и сапожная. Была также кузница. Их задача состояла не только в том, чтобы приобщить воспитанников к трудовой жизни, обеспечить их хорошее воспитание, но и обеспечить овладение ими определённой рабочей специальностью. Обучение проводилось по программам, разрабатываемым инструкторами мастерских с участием работников отдела народного образования.

Уже через год после организации коммуны в ней наметилась тенденция развития мастерских «в сторону серьёзного производства». Задачи мастерских на этом этапе А. С. Макаренко определял следующим образом: «Нужно найти средний путь: сохраняя общий деловой производственный уклон с применением стандартизации, в то же время обеспечить постоянный процесс рабочего совершенствования ребят» 1. В программах значительное место отводилось на изготовление законченной продукции, а отдельные операции и тренировочные работы были сведены до необходимого минимума. Профессиональные навыки, умения и приёмы приобретались коммунарами главным образом в процессе изготовления отдельных изделий.

Работа в мастерских происходила в две смены, по три с половиной часа в каждую смену, чередуясь с обучением в школе. А. С. Макаренко исключал внешнюю, формальную, искусственную связь между теоретическим обучением и производительным трудом. Впоследствии, обращаясь к учителям, он говорил по этому поводу: «Вы помните, наверное, предрассудок, что трудовой процесс должен быть «увязан» с учебной программой. Сколько мы ломали голову над этим проклятым вопросом? Вот дети делают табуретку, а надо, чтобы это было связано с географией и с математикой. (Смех.) Я очень плохо себя чувствовал, когда приезжала комиссия и не находила согласованности между табуреткой и русским языком. (Смех.) Потом махнул рукой и прямо стал утверждать, что не должно быть связи» 2.

____

1 См.: Известия АПН РСФСР – 1952.– Вып. 38.– С. 111.

2 Макаренко.– Т. 4.– С. 366–367.

[127]

Чётко и разумно организованный производительный труд имел решающее значение в коммунистическом воспитании коммунаров. В процессе овладения рабочей специальностью у них росла и крепла уверенность в невозвратимости прошлой жизни и в материальном благополучии после выхода из коммуны. В производительном труде они приобретали специальные рабочие навыки и умения, знакомились на практике с технологией материалов, овладевали элементарными сведениями по технике и организации простейшего производства. У них возникали научные интересы, требовавшие широкого общего образования. В сознании воспитанников производительный труд приобретал значение общественно полезной, деятельности, что свидетельствовало о социалистическое отношении к труду.

В начале 1930 г. производство коммуны было реконструировано. Мастерские были реорганизованы в цехи объединённого предприятия полукустарного типа. Всего было 6 цехов; 1) механический (слесарно-токарный) цех; 2) машинный цех деревообделочной мастерской; 3) сборный цех деревообделочной мастерской; 4) литейный цех; 5) никелировочный цех; 6) пошивочный цех. Было приобретено новое, более совершенное оборудование. Набор различных видов производства должен был удовлетворить разнообразные вкусы и наклонности коммунаров, позволить воспитанникам различных возрастных групп (от 13 до 17 лет) выбрать будущую специальность по душе.

Руководитель существующей в коммуне школы Т. Д. Татаринов, характеризуя образовательную программу коммуны, писал: «Дать стране свою рабочую интеллигенцию, способную стать во главе производства, подготовить специалистов, умеющих следить за развитием технической мысли... дать государству людей, способных отстаивать производственные интересы пролетариата и умеющих определить себя в реконструирующемся производстве,– вот те большие задачи, которые стоят перед коммуной в борьбе за кадры, вот то, из чего исходили коммунары, впервые переступая порог первого в Союзе завода электросверлилок» 1.

Каждый цех имел производственный план. В технологическом процессе осуществлялось глубокое разделение труда по отдельным процессам и операциям. Производительность труда воспитанников была довольно высокой. О мощности столярного цеха коммуны убедительно свидетельствует такая

____

1 Татаринов Т. Д. Командиры станков // Второе рождение.– Харьков, 1932.– С. 60.

[128]

деталь: для Тракторостроя коммуна изготавливала ежедневно по 100 дверей. Воспитанники также делали мебель для Дворца культуры в Константиновке, Харьковского электротехнического института, института патологии и гигиены труда и для многих других учебных заведений, учреждений, театров, другие цехи выпускали маслёнки для станков, шестерни для тракторов, шили трусики, ковбойки и т. п. За реализуемую продукцию коммуна получала значительные суммы. Только в течение первого квартала 1931 г. было реализовано продукции на 174 тысячи рублей.

Разумеется, характер и результативность производительного труда в цехах были значительно выше, чем в первоначальных мастерских. И всё же они не удовлетворили А. С. Макаренко. В целом производство ещё носило примитивный характер и не отвечало полностью тем педагогическим задачам, которые ставил Антон Семёнович. Именно это и послужило основной причиной строительства в коммуне настоящих заводов, оборудованных по последнему слову науки и техники.

Наличие современных больших заводов по производству электросверлилок и по изготовлению фотоаппаратов создало идеальные условия для последовательной реализации в коммуне принципов коммунистического воспитания. Её производство было высокорентабельным: годовой баланс производства на первое января 1934 г. составлял 63 миллиона рублей, а годовая прибыль – 4,5 миллиона рублей. Производство электросвёрл и фотоаппаратов «Лейка» освободило в то время государство от ввоза иностранной продукции на 1,5 миллиона рублей золотом в год.

В макаренковских учреждениях широко использовались различные средства стимулирования труда воспитанников. Эффективно использовалась и материальная заинтересованность их в результатах своего труда. Один из первых воспитанников А. С. Макаренко, ставший затем его последователем на педагогическом фронте, С. А. Калабалин вспоминал, что, когда колония им. М. Горького достаточно материально окрепла, разбогатела, педагогический совет и совет командиров нашли возможным и полезным выдавать воспитанникам карманные деньги для личных расходов. Главная цель – научить колонистов «управлять деньгами». Он не помнил случая, чтобы эти деньги были поводом к каким-либо недоразумениям.

Деньги выдавались дифференцированно. Воспитанник, имевший звание «заслуженного колониста», получал 5 руб., звание «колонист» – 3 руб. и просто воспитанник – 2 руб. Выдачи приурочивались к календарным праздникам или

[129]

в связи с предоставленным отпуском. Всем было известно что при нарушении установленных правил отряд, в котором случится происшествие, будет лишён права на получение карманных денег.

В детской трудовой коммуне им. Ф. Э. Дзержинского эта денежная проблема разрешалась уже в другом плане. Коммуна с 1930 г. была на самоокупаемости. Из начисляемой коммунару зарплаты удерживался определённый процент на содержание его и ещё не работающего на производстве товарища; 10 процентов поступало в фонд совета командиров. Этот фонд расходовался на коммунарские летние походы и экскурсии, на единовременную помощь нуждающимся бывшим коммунарам и пр. Остальная часть зарплаты коммунара переводилась на его личный счёт.

А. С. Макаренко много внимания уделял воспитанию у каждого воспитанника положительного отношения к труду. С этой целью он широко использовал следующие средства: формирование чувства ответственности за общее дело; создание радостной перспективы у каждого члена коллектива в связи с выполненной трудовой задачей; хорошо продуманную организацию, обеспечивающую проявление самодеятельности и активности воспитанников; привнесение в обычную будничную работу элементов красочности, романтики, игры; использование положительного примера и социалистического соревнования. В макаренковских учреждениях глубоко осознавалась общественная польза всякого труда, в том числе и по самообслуживанию. В осмысленном повседневном труде у воспитанников формировались воля, настойчивость, выдержка, благородство – лучшие черты человеческой личности.

А. С. Макаренко указывал, что в Советской стране труд должен быть творческим и в рабочем, и в производственном, и в политическом, и в моральном отношениях, он должен быть основным началом в политическом росте советского гражданина 1. Именно потому одна из важных задач каждого учебно-воспитательного заведения, по его мнению, должна состоять в том, чтобы научить молодёжь творческому труду. «Творческий труд,– говорил Антон Семёнович,– возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта. Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая

___

1 См.: Макаренко.– Т. 7.– С. 17.

[130]

привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл» 1.

Выдающийся педагог считал, что в социалистическом обществе труд «является не только экономической категорией, но и категорией нравственной» 2. В соответствии с коммунистическими принципами общественно-политический облик каждого человека определяется его отношением к общественно значимому труду, мерой его участия в таком виде труда. Именно потому в условиях социалистического общества «деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, она делается критерием правильного поведения вообще – деловитость становится, таким образом, явлением нравственного порядка» 3. Человек, уклоняющийся от труда, в социалистическом обществе является безнравственным.

И до сих пор ещё нередко раздаются жалобы директоров школ на то, что решение разнообразных хозяйственных дел обуславливает их большую перегрузку и отвлекает их от участия в решении вопросов учебно-воспитательной работы. Между тем, А. С. Макаренко считал, что «всю воспитательскую и хозяйственную власть необходимо объединить в одних руках, как бы трудно, как бы тяжело это ни было» 4, «педагог и хозяйственник не должны расходиться» 5. Всё дело в том, как организовать и воспитательную и хозяйственную работу. Если нет крепкого коллектива, если хозяйственными вопросами занимается только директор, если к их решению не привлекаются учащиеся и другие члены коллектива, если хозяйственные дела не являются ареной воспитания, они действительно будут висеть тяжестью на шее директора. Собственно говоря, при таких условиях сам директор теряет функции главного руководителя и организатора учебно-воспитательного заведения, превращаясь в невыразительную мечущуюся личность, которая наугад плетётся в хвосте такого же невыразительного и аморфного «коллектива».

В детском заведении «хозяйство должно рассматриваться нами прежде всего как педагогический фактор»; в нём «должны превалировать педагогические задачи, а не узкохозяйственные»; «нужно всякую хозяйственную деталь, всякий частный хозяйственный процесс ощущать как явление педагогическое». Воспитание и перевоспитание,

____

1 Макаренко.– Т. 4.– С. 95.

2 Там же.– С. 285.

3 Там же.– О. 286.

4 Там же.– С. 241.

5 Там же.– С. 263.

[131]

с точки зрения А. С. Макаренко, «не могут принять иных форм, кроме формы коллективного хозяйствования, формы полной коммуны» 1.

В своём последнем выступлении на совещании учителей Ярославской железной дороги, которое состоялось 29 марта 1939 г., то есть за два дня до смерти, А. С. Макаренко, говоря о том, что условия серьёзного производства в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского «облегчили педагогическую работу», обещал «бороться за то, чтобы в нашей, советской школе было производство. Тем более буду бороться, что труд детей на производстве открывает многие воспитательные пути» 2. Он высказывал твёрдую убеждённость в том, что «цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать челове-ка-творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства. Мы должны воспитать человека, который обязан быть счастливым» 3. И он обязан быть таким уже в условиях учебно-воспитательного учреждения. Сделать же это возможно только в условиях коллектива, живущего полнокровной жизнью, в центре которой является труд – забота за процветание хозяйства учреждения. Только разумное сочетание учёбы и производительного труда воспитанников обеспечивает счастливую жизнь и является гарантом такой же счастливой их жизни и в будущем.

[132]