Перейти к основному содержанию

О необходимости   доведения до  студентов педагогических и медицинских  ВУЗов, до миллионов родителей, воспитателей, учителей  книги В.А. Сухомлинского:   Сердце отдаю детям. (Изд-во: «Радянська школа» Киев. 1973. Переиздание: М. «Концептуал». 2017 год)

Кто в нашей стране не знает   великих   подвижников – учителей, жизнь посвятивших   детям.  У всех на языке подвиг во  имя детей  из опыта советской школы А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского,  А.А.Католикова, И.П.Волкова, В.Ф.Шаталова,  Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Е.Н.Ильина и многих других.  Особое место среди них занимает опыт семейно – родовой педагогики  И.П. и Л.А.Никитиных.  Мастерству  этих великих учителей есть чему учиться современным не только студентам  педагогических ВУЗов, но и  армии современных учителей – предметников   и родителей,  «равноправно»  удалённых  от детей и работающих в равно конкурентных  социальных условиях.   Особое место в этом ряду занимает   сообразная природе    живой души  ребёнка   « чисто – родниковая»   педагогика В. А.Сухомлинского.

В.А.Сухомлинский: о  трагедии детей в условиях «классического» обучения и о необходимости в этом деле  научного подхода.  «Почему же  часто  бывает, что   через несколько месяцев, а то и недель угасает огонёк в их глазах, почему для некоторых ребят учение  превращается в мучение?...Невозможно без глубокой сердечной боли смотреть на то, как уродуется естественная жизнь ребёнка не только во время уроков, но и в группах продлённого дня».

Видел и понимал  великий учитель, что   без  научного  «человековедения»   работать  по «общечеловеческой» методике образования новых поколений   нельзя. Напомню: речь идёт об отрешённом от мира «книжно-стульчиковом»   методе познания жизни  в  условиях закрытых помещений, разработанном ещё в средние века  членом тайных обществ  Ян Амос Коменским и  ставшим  за истекшие столетия  «общечеловеческим».  Напомню: сам  Ян Амос Коменский называл свой метод  «машинной дидактикой» (т. е. инструктивно – программирующим обучением).  

На этот счёт  В.А.Сухомлинский  утверждал:   « Воспитание - это прежде всего человековедение. Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений,   способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания ...  Мы  живём в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд,   ни элементарная  культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей».

О   знаниях, полученных в традиционных условиях. «Я советовал им (воспитателям – прим. Б.В.): не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказывать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, - под лавиной знаний могут  погребены пытливость и любознательность.  Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но  открыть так,  чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к   тому, что он узнал...    Втискивая в головы детей готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не даёт  ребятам возможности  даже приближаться   к источнику мыслей и живого слова,  связывает крылья мечты,  фантазии, творчества.  Из живого, активного, деятельного существа  ребёнок нередко превращается  как бы в запоминающее устройство... Нет, так не должно быть.  Нельзя  отгораживать детей  от окружающего мира  каменной стеной. Нельзя лишать ученика  радостей духовной жизни. Духовная жизнь ребёнка  полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки,  музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».

В.А. Сухомлинский:  О здоровье, как  главном условии успешного  учения ребёнка.   «Опыт убедил нас в том, что примерно     у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние  здоровья, какое – нибудь  недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающее излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Скрытые, замаскированные детской  живостью, подвижностью недомогания и заболевания  сердечно – сосудистой системы, дыхательных путей,  желудочно – кишечные  часто являются не болезнью, а отклонением от нормального состояния здоровья. Многолетние наблюдения показали, что  так называемое замедленное  мышление – это во многих случаях следствие общего  недомогания, которого не чувствует  и сам ребёнок...   У отдельных детей    можно заметить болезненно бледные лица, отсутствие аппетита.  ...В большинстве случаем  оказывается, что мы имеем  дело с тем нарушением  обмена веществ,  которое возникает   в результате  длительного пребывания в комнате. При этом нарушении ребёнок теряет  способность к сосредоточенному умственному труду ...  Надо  также хорошо знать индивидуальные особенности  здоровья  каждого ученика – без этого нельзя нормально учить. Умственное воспитание далеко не одно и то же, что приобретение знаний... Педагог имеет дело с мыслящей материей, способность которой     в годы детства воспринимать и познавать окружающий мир в огромной мере зависит от здоровья ребёнка. Эта зависимость очень тонкая и трудноуловимая.  Изучение внутреннего духовного мира детей, особенно их мышления, является одной из важнейших задач учителя...

Некоторым детям  совершенно непосилен курс учителя на то,  чтобы «не пропала ни одна минута урока». Я убедился в том,    что этот «ускоренный темп» непосилен и вреден даже для  совершенно здоровых детей.  Чрезмерное  умственное напряжение  приводит к тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд,  движения становятся вялыми. И вот ребёнок уже ни на что не способен, ему только на  свежий воздух, а учитель держит его  « в упряжке» и понукает: скорее, скорее...  Первые недели работы «Школы радости»  я внимательно изучал  здоровье детей». 

Замечу: на сложившуюся  чуждую природе ребёнка  «скоростную»  «технику»   обучения  автор   обращал  внимание  задолго до  выхода  лженаучных методических указаний  министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школу» (№1561/14-15 от 19.11.98 г.). Речь идёт  о «нормативах»  скорости чтения для начальной школы  под контролем  секундомеров. В частности,  в первом классе дети «должны»   читать в темпе не менее и 25-30 слов в минуту.  Как вскрыли наши работы, такая технология есть не что иное,  как прием  разрушения ассоциации слова, как звукового кода, с образами мира, несущими в себе смыслы.  Это сакральная технология «посвящённых»  прижизненной  лоботомии (информационного расщепления синхронной работы обеих полушарий:   правого - чувственно-образного  и левого -  словесно –кодирующего).   В психиатрии такое  расщепление обозначено однозначно -  шизофрения.  И после этого  и педагоги, и родители, и психиатры  удивляются: ну почему спустя только первый  год такого обучения у 60-70% малышей оформляются пограничные психические нарушения.

Главное – любовь к детям.  «Что  самое главное было в моей жизни? Без раздумья отвечаю: любовь к детям...   Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребёнка ...  Мне хотелось быть с детьми, переживать их радости и горести, чувствовать близость ребёнка,  которая для воспитателя является одним  из высших наслаждений творческого труда...  Главная причина уродливых, недопустимых  отношений между наставником и  питомцем... учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не стремится мысленно поставить себя на место ребёнка».

В.А. Сухомлинский:  о  природе и «просторе для развития естественных сил ребёнка»:   «Человек был и всегда остается  сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его   приобщения  к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка,- это  прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений,  с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».   

В.А. Сухомлинский: приводит пересказ  слов   Януш Корчака из книги  «Когда я снова стану маленьким». В ней  великий учитель – воспитатель  писал, что  никто не знает, больше ли получает  школьник, когда смотрит на доску, чем когда непреодолимая сила (сила солнца, поворачивающая голову подсолнечника)  заставляет  его взглянуть в окно.  Что полезнее, важнее для него в тот миг – логический мир, зажатый в чёрной классной доске, или мир,  плывущий за стёклами? Не насилуйте душу человека, внимательно  приглядывайтесь к законам  естественного развития  каждого ребёнка, к его особенностям , стремлениям потребностям. Нельзя даже допустить мысли о том, что обязательное обучение – это насилие над душой человека, классная доска – порабощение детской свободы, а мир за окнами – подлинная свобода».

Наконец дети пришли в первый класс.   «Почти все дети празднично одеты, в новеньких ботиночках. Это меня встревожило. Сельские дети  издавна привыкли  в жаркие дни  ходить  босиком, это прекрасная физическая закалка, лучший способ предупреждения  простудных заболеваний. Почему же родители  стараются защитить  детские ножки от земли, утренней росы и горячей  накалённой солнцем земли?... Наша школа будет  под голубым  небом, на зелёной травке,  под ветвистой грушей, на винограднике, на зелёном лугу...А завтра при ходите  босиком, в нашей школе это будет лучше всего»

В.А.Сухомлинский:  о слове и образном мышлении.   Великий учитель  отмечает с чем   часто встречаются  в начальных классах многие учителя:  «...ребёнок тихо сидит, смотри тебе в глаза, будто внимательно слушает, но не понимает  ни слова, потому что педагог всё рассказывает и рассказывает, потому что надо думать над правилами, решать задачи, примеры – всё это абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг устаёт...Здесь и рождается отставание...  Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений ...  Умение дать ребёнку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребёнку надо дать       возможность послушать, посмотреть, почувствовать ...  Я всё больше убеждался, что образное видение мира  и стремление передать чувство красоты  словом – это душа и  сердце детского мышления. Детское мышление – художественное, образное,  эмоционально насыщенное мышление. Чтобы  ребёнок стал умным, сообразительным, надо в раннем детстве  дать ему  счастье  художественного видения мира. Какие неисчерпаемые  ключи фантазии, творчества, живой мысли открываются в детском сознании, когда ребёнок видит  и чувствует прекрасное»

Живой поток мыслей, по  В.А.Сухомлинскому,   возможен только из ярких образов.   «Через сказку, фантазию, игру, через  неповторимое детское  творчество – верная дорога к сердцу ребёнка ...  Ребёнок мыслит образами...Чем ярче  в его представлении эти картинки тем глубже осмысливает  он закономерности природы...  Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства?  Потому, что  сказочные образы ярко эмоционально окрашены.  Слово сказки  живёт в детском сознании. Сердце замирает    у ребёнка, когда он слушает или произносит слова, создающие  фантастическую картину. Я не представляю обучения в школе не только без  слушания, но и без создания сказки». 

Анализируя   педагогические  подходы В. А. Сухомлинского к ребёнку, удивляешься  их  интуитивной ... научности и природной сообразности.   В то же время при  наличии в государстве  целого ряда государственных академий, занимающихся человеком,  мы не можем  считать официальную педагогику научной.   В частности,  концептуальной основой построения отечественной  системы  образования  является её  информационно -  левополушарная «мозгоцентричность». Она предполагает   «накачивание»  мозга  детей    готовыми   стандартами   внечувственной («безобразной»)  книжной  информации.  И на этой основе общество надеется воссоздавать творчески развитых здоровых поколений.  Что на этот счёт вскрыли  исследования  всемирно признанных  специалистов в области  мозга?  Чарльз Шеррингтон: «Мы должны считать проблему связи разума с мозгом не только не решенной, но и лишенной всякого основания для ее решения».

Карл Лешли: после 30 летних поисков в мозгу следов памяти  в конце концов цинично высмеял собственную глупость. Итог его научного  поиска:  память  у человека разлита по  всему телу.  

Уайлдер Пенфилд: «Я уверен, что никогда нельзя будет объяснить разум на основе нейронных процессов внутри мозга».

(Из книги: «Диалоги продолжаются». М.: Изд-во полит литературы. 1987)

Таким образом,  мы имеем  дело с мифом о  работе  разума на основе нейронных процессов внутри мозга.  А в итоге,  мы имеем  концептуальную  ложность  того фундамента, на котором выстроена отечественная система образования.  О том, что только полнота  притока  естественных сенсорных  стимулов  запускает и поддерживает  процесс  органического развития и созревания  нейронных структур мозга   изложено в фундаментальном труде академии наук СССР «Роль  сенсорного притока в созревании функций мозга»  (М.»Наука».1987). Эти данные, в том числе, наш скромный опыт  (В.Ф.Базарный:  Зрение у детей. Проблемы развития. «Наука». СО  АН СССР. 1991;  Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса.  М. 2009, 2015)  убеждают в главном.   Наша живая душа  и  мозг   исторически  формировались    не на основе  «закачивания»  в детей  стандартов  готовой книжной информации (знаний – на языке педагогов).   Наша  живая душа и мозг   формировались  в условиях    активности тела в  свободном   пространстве, насыщенном живыми  сенсорными  стимулами.  Трёхмерная структура  мозга  отражает то, что он – есть следствие  синхронной  активности тела и чувств в трёхмерном  мире.   Отсюда организации учебного процесса в замкнутых помещениях, познание мира по книгам в «безногости» и «безрукости» запустили  эволюционно значимые процессы  перерождения  тела, души и мозга современного человека. В частности проф. Иттен – известный швейцарский педагог, участница международных  совещаний  в Лунде (1955) и Гааге (1957), оценивая весь комплекс симптомов угасания художественно-творческих способностей у детей и связанную с этим перспективу эволюции нашего сознания, заявила: человечество в своем развитии зашло в тупик (!!!)

Мадлен Вельц Пагано (1955) пошла еще дальше, утверждая, что все эти симптомы отражают разразившийся в человеческой популяции невиданный до середины ХХ столетия процесс “расчеловечивания” человека.  

Тревога, чувство обреченности и растерянности усиливались от съезда к съезду, от конференции к конференции. В итоге, Луи Машар (1955), оценивая всю ситуацию с угасанием художественного воображения у детей, пришла к неумолимому выводу о надвигающейся всеобщей трагедии – трагедии искажения духовно-психического лика человека в современной технической цивилизации.

И весь тот  хаос, который неумолимо нарастает в нас и вокруг  нас – это  следствие  деградации живой души и 3-х мерных нейроэпителиальных структур мозга. Это следствие    секвестрации  биологических и духовных потенциалов  человека как вида разумной жизни.      Образование детей на основе    природной  «книги»  жизни – наш шанс спасти живые  любящие души  и мозг новых поколений  в этом  информационно – техническом  цифровом  мире.  И  здесь опыт  В.А.Сухомлинского  – незаменим и вечен.

 

Рубрика