2-й урок. Вавилонское царство

2-й урок.

Вавилонское царство

Цель урока: показать учащимся, что Вавилонское царство было государством рабовладельческим; что законы рабовладельческого государства составлялись в интересах рабовладельцев.

Новое понятие: закон.

Продолжается работа над понятиями: государство, деспотия, раб, рабство-должничество, крестьянин.

Оборудование урока: историческая карта «Древний Восток». Таблица 26 из Альбома по древней истории. Тексты из законов Хаммурапи.

Опрос включает проверку уменья объяснить название страны, которую начали изучать, и знания ее географического положения, а также несколько рассказов учащихся: о природных условиях Междуречья; о занятиях населения Южного Междуречья. После этого проводится краткая беседа о том, как природные условия повлияли на занятия жителей и как люди своим трудом изменили в природных условиях Южного Междуречья то, что было неблагоприятно для их жизни. Почему в Месопотамии пленников стали обращать в рабов? Почему с разделением населения на классы в Месопотамии образовались государства?

Один из учащихся пишет на доске таблицу (или схему) состава населения в государствах Южного Междуречья. Рассказ о положении крестьян можно отложить до соответствующего места разбора законов Хаммурапи.

В своем обобщении учитель подчеркивает значение труда человека в овладении природой, особенности в составе населения государств Южного Междуречья и неизбежность возникновения государства в классовом обществе. Об одном из государств Южной Месопотамии пойдет речь на новом уроке.

План изучения нового материала

1. Вавилонское царство. Царь Хаммурапи.

2. Законы Хаммурапи: а) памятник с законами Хаммурапи; б) положение рабов; в) положение крестьян; г) забота о водных сооружениях; д) охрана собственности; е) рабовладельческий характер законов Хаммурапи.

3. Непрочность Вавилонского царства и его падение.

Первый вопрос разбирается кратко в объеме учебника. Разъясняется роль выгодного географического положения в возвышении Вавилона. Вавилонское царство образовалось в начале II тысячелетия до н. э. Оно было сначала небольшим. Разбогатев на торговле и усилившись, цари и рабовладельцы Вавилона начали постепенно захватывать соседние государства. Объединению Междуречья способствовали природные условия: как и в Египте, земледелие там требовало больших водных сооружений, но строительство их было не под силу маленьким государствам.

Наибольшего могущества Вавилонское царство достигло при царе Хаммурапи, царствовавшем с 1792 по 1750 г. до н. э. Учащиеся отмечают годы возникновения Вавилонского царства и правления Хаммурапи на таблице государств Передней Азии и на линии времени.

Закрепление: какие причины привели к возвышению Вавилона и Вавилонского царства?

Переход к разбору законов царя Хаммурапи учитель делает примерно так: «Мы останавливаемся на царе Хаммурапи не только потому, что в эти годы Вавилонское царство достигло расцвета, но еще потому, что при нем были собраны и записаны законы. Законы Хаммурапи—это один из древнейших сводов законов, дошедших до нас (слово «закон» объясняется по учебнику, стр. 39). Из них мы узнаем, как жили тогда рабы и крестьяне, как управлялось и охранялось государство 37 веков назад». Познакомиться с этими законами дали нам возможность археологи. Учитель рассказывает о находке в начале XX в. н. э. во время раскопок французских ученых-археологов большого черного каменного столба. С двух сторон на камне заметны какие-то точки и клинья: это древние письмена вавилонян.

Учащиеся рассматривают фигуру Хаммурапи (рисунок на стр. 40 учебника): гордый царь изображен здесь в покорной внимательной позе перед

богом солнца Шамашем. На нем длинная одежда и круглая меховая шапка. У Хаммурапи длинные волосы; борода его заплетена в колечки и смазана душистым маслом.

Объясняется изображение бога солнца Шамаша: на нем головной убор с тройными рогами — символ божества. У него такая же борода, как и у царя. Бог сидит на храме, опираясь ногами на горы. За его спиной поднимаются лучи солнца. Бог солнца передает Хаммурапи знаки власти — скипетр, жезл и кольцо. Путем беседы выясняется, почему на камне изображены бог и царь, что хотели внушить этим населению Вавилонского царства.

Для ознакомления учащихся с содержанием законов Хаммурапи применимы различные методы: учитель может организовать работу с текстом законов, или же ограничиться изложением их.

Вариант первый (работа с документом).

Размноженные тексты с выдержками из тех статей, которые будут разбираться на уроке, раздаются учащимся из расчета не менее одного экземпляра на каждую парту.

Учитель объясняет учащимся, как будет проводиться работа: «Мы будем читать и разбирать некоторые статьи из свода законов царя Хаммурапи, как они были записаны в XVIII в. до н. э. и воссоздавать по ним жизнь древнего Вавилонского царства. При ответах подтверждайте свое высказывание словами текста». По мере анализа содержания законов Хаммурапи учитель записывает на доске или называет пункты плана.

Примерный образец текста для работы учащихся над законами царя Хаммурапи.

Для чего собраны и записаны эти законы? Из «Заключения» к своду законов царя Хаммурапи: «Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, чтобы оказать справедливость угнетенному»

О положении раба.

Статья 282. «Если раб окажет своему хозяину: «ты — не мой господин», то его следует уличить в том, что — он его раб, а его хозяин может отрезать ему ухо».

Из статей 15 и 16. «Если кто-нибудь выведет за ворота (то- есть украдет) раба... или рабыню» или «Если кто-нибудь скроет в своем доме беглых раба или рабыню», то такого человека следует убить.

Статья 245. «Если человек наймет вола и причинит ему смерть... он должен хозяину вола отдать вола за вола».

Об оскорблении высшего.

Статья 202. «Если человек ударит по щеке высшего по положению, чем он сам,—должно... публично ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи».

О защите собственности.

Статья 6. «Если человек украдет имущество бога или дворца (то есть жрецов или царя), — его должно убить; и того, кто примет из его рук украденное, должно убить».

Работа над текстом начинается с того, что учитель читает слова из «Заключения» к своду законов (Хрестоматия, 1956.

стр. 44), а учащиеся следят по первому абзацу своих текстов. Учитель предупреждает учащихся, что им предстоит после разбора отдельных статей установить, действительно ли законы Хаммурапи водворили в стране справедливость и дали благоденствие народу.

Далее читается статья 282. Учитель обращается к классу с вопросами: если раб не повинуется, то что может сделать с ним хозяин? Следовательно, чего требует закон от раба? Хозяин же, наоборот, мог искалечить раба и никто не привлекал его за это к ответственности.

Для проверки понимания статей 15 и 16 полезно спросить: за что, по законам Хаммурапи, следовало убить человека? Почему нельзя не только украсть раба, но даже спрятать убежавшего?

Дальше учитель рассказывает, что за неудачную операцию свободному человеку, приведшую к смерти или повреждению глаза, врачу отрезали пальцы; но если пострадавший был рабом, то врач отделывался штрафом в пользу хозяина; в случае смерти раба врач должен отдать «раба за раба», т. е. уплатить полную стоимость раба, а за повреждение глаза — половину стоимости раба. Учащиеся читают статью 245. Им предлагается подумать, почему требуется однородное возмещение за смерть раба и за смерть вола. Почему штраф уплачивается хозяину раба, а не его родственникам? Чем объясняется разница в наказании за неудачную операцию свободному человеку и рабу?

Повторив с учащимися все, что они узнали о положении рабов в Вавилонском царстве, учитель обобщает и дополняет их ответы: раб является полной собственностью своего хозяина, его вещью. На теле раба выжигали клеймо хозяина. Хозяин мог искалечить раба, замучить его на непосильной работе, и за это он не нес никакой ответственности. Убийство раба наказывалось так же, как убийство вола, т. е. повреждение имущества. Между рабом и скотом не делали различия. В то же время закон подвергал раба суровому наказанию за неповиновение хозяину: ему отрезали ухо. Собственность господина на раба была неприкосновенна: человек, укравший раба или спрятавший в своем доме беглого раба, наказывался смертью. Рабство стало еще тяжелее, потому что оно признано писаным законом.

Тяжелый труд рабов можно иллюстрировать таблицей 23 из Альбома по древней истории.

Но и среди свободных людей законы защищали прежде всего знатных людей. Если человек ударил по щеке, т. е. оскорбил равного себе, он платил штраф. Этот закон учащиеся сравнивают с описанным в статье 202.

Особенно тяжело было положение главной массы населения — крестьян. Учащиеся рассказывают то, что они уже учили об аренде земли и о займах у ростовщиков. Учитель добавляет: закон строго следил за своевременной уплатой аренды и за возвратом долга. Учащиеся уже знают из истории Египта, в какое положение попадал крестьянин, если он не выплачивал в срок взятый долг. По законам Хаммурапи такой человек на три года становился рабом заимодавца.

Яркий материал для рассказа о положении рабов-должников можно заимствовать из статей «Царь Хаммурапи и его законы» и «По царскому закону» в Книге для чтения «Древний Восток» (стр. 109 и 106).

Учащиеся сравнивают положение рабов и положение крестьян по законам Хаммурапи и делают вывод: крестьянин в Вавилонском царстве постоянно находился под страхом превращения в раба-должника.

О значении водных сооружений в странах Древнего Востока учащимся уже известно. Царь Хаммурапи и его чиновники строго следили за тем, чтобы плотины и каналы содержались в полном порядке. По законам Хаммурапи, земледелец, по вине которого происходил прорыв плотины и заливались чужие поля, должен был возместить все убытки. Работа «а водных сооружениях была одной из тяжелейших повинностей рабов и крестьян.

Большая часть законов Хаммурапи охраняла собственность царя, жрецов, знати и купцов. Учащиеся читают статью 6. Они объясняют, чье имущество оберегалось так тщательно.

Всего по данному варианту учащиеся работают над текстом шести статей.

Вариант второй. При более слабом составе класса документом пользуется учитель при подготовке к уроку, а в классе он ограничивается изложением законов.

Обобщающая беседа проводится, примерно, по одинаковым вопросам в обоих вариантах: каких вопросов касались рассмотренные нами статьи законов Хаммурапи? Вспомните, каково было положение рабов и крестьян по законам Хаммурапи и сравните со словами царя о цели составления свода законов. Действительно ли эти законы установили в стране правду и справедливость, дали благоденствие народу? Какой строй укрепляли законы Хаммурапи?

Учащиеся подводятся к выводу: царь был самым крупным рабовладельцем в стране. Поэтому он стремился обеспечить неприкосновенность собственности царя, жрецов и других рабовладельцев. По законам Хаммурапи, правда и справедливость были на стороне богатых и знатных. Законы царя Хаммурапи защищали интересы рабовладельцев и рабовладельческого государства. Законы издаются государством, им все должны подчиняться. Законы в рабовладельческом государстве являются, вместе с царской властью, судом, тюрьмами и войском, средствами для укрепления власти рабовладельцев над рабами и свободными бедняками.

Домашнее задание: приготовить рассказы о Вавилонском царстве и о положении раба и крестьянина по законам царя Хаммурапи (§ 18 по учебнику).