Перейти к основному содержанию

2-й урок.

Рабовладельческий строй и культура Древней Индии

Цель урока: показать 1) что государства в Индии возникают тем же путем, как и в других изученных странах; 2) показать, что талантливый и трудолюбивый индийский народ уже в глубокой древности внес ценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Новое понятие: касты.

Оборудование урока: те же карты, что и на первом уроке. Таблицы 35 и 38 из Альбома по древней истории. Тексты для работы с документом.

При использовании световой наглядности рекомендуются диапозитивы № 15, 17, 24, 23, 41, 26, 27, 16 и 29 из серии «Древняя Индия».

Опрос: опишите природу Индии. Расскажите, как природа Индии повлияла на занятия ее жителей. Что узнали ученые о высокой культуре жителей долины Инда третьего тысячелетия до н. э.? Расскажите о вторжении в Индии скотоводческих племен ариев и о том, как изменились занятия завоевателей после их расселения в Северной Индии. Какие государства существовали в Южном Междуречье в то время, когда в долине Инда древнейшее население жило в больших городах? 

Обобщая ответы учащихся, преподаватель еще раз указывает на цветущую культуру городов долины Инда III тысячелетия до н. э., на то, что завоеватели постепенно смешивались с древнейшим населением и перенимали его культуру.

Переходом к сообщению нового материала может служить беседа по таким примерно (Вопросам: каков был общественный строй завоевателей? Каким общественным строем сменился первобытнообщинный строй у всех известных вам народов, тоже живших сначала племенами?

Скотоводческие племена ариев, завоевавшие Северную Индию, с течением времени тоже перешли к рабовладельческому строю и образовали новое государство, пришедшее на смену городам долины Инда. Как это произошло, каковы были особенности общественного строя Древней Индии и ее культуры — вот содержание нового урока.

План изложения нового материала

1. Индийские государства II—I тысячелетий до н. э.

2. Кастовый строй и его значение.

3. Культура Древней Индии.

Приступая к рассказу, учитель указывает, что в Индии новые государства возникли по тем же причинам, что и в Египте и в других странах Востока. В Индии тоже образовалось не одно, а несколько государств. Но господствующее положение заняла не знать древнейшего населения, а знатные воины из среды завоевателей, захватившие во время покорения Индии много земли и рабов. Много земли и рабов получили также жрецы.

Во главе каждого государства стоял царь или князь — раджа. Царю принадлежала вся земля. В своем государстве он был и крупнейшим рабовладельцем. Древнеиндийские священные гимны Веды учили царей: «Царь пусть выжимает соки из своих подданных». Царь управлял с помощью чиновников, которых он назначал из знатных воинов и жрецов. «Выбирай храбрых, опытных и благородного происхождения», — говорится в тех же гимнах.

Учитель обращает внимание учащихся на непременное условие: при подборе чиновников следить за «благородным» происхождением. Таким образом, учащиеся устанавливают, что общество делилось на «благородных» и «неблагородных». К «благородным» относились знатные воины и жрецы.

Разъяснить учащимся вопрос о кастах 1 учитель может путем

работы с документом и таблицей. Цитаты из сборников священных гимнов и установлений из древнеиндийских поэм размножаются и раздаются на каждую парту.

Форма таблицы о кастах заготовлена заранее на классной доске, учащиеся ее срисовывают и под руководством учителя постепенно заполняют по мере объяснения.

ОБРАЗЕЦ ТЕКСТА

для работы учащихся с документом по теме «Кастовый строй в Древней Индии».

О царе и народе: «Царь пусть выжимает соки из своих подданных».

О царе и благородных: Помощников «выбирай храбрых, опытных и благородного происхождения».

О брахманах: «Из всех существ наилучшими считаются одушевленные», из одушевленных — разумные, из разумных — люди, из людей — брахманы».

О третьей касте: «Ты должен работать и работать, как это тебе положено занимаемым тобою местом в жизни».

О шудрах: «Не думай, когда работаешь, что тебе достанутся плоды твоих трудов». «У них есть только одна заслуга: служить двум высшим кастам делом, словом и душой».

Рассказ начинается с сообщения, что в государствах Древней Индии решающую роль играли жрецы.

В условиях тропической и полной контрастов природы Индии человек особенно остро чувствовал свое бессилие перед ее могучими и грозными явлениями. При помощи жрецов он искал защиты. В обществе, разделенном на касты, господствующие классы использовали этот страх перед природой для угнетения народа. Чтобы закрепить свое господствующее положение и держать в повиновении трудящихся, жрецы учили, что все люди делятся на наследственные разряды, или касты.

Первую касту составляли жрецы. Они назывались брахманами— служителями верховного бога Брахмы. Записывается: брахманы, жрецы. Бог Брахма (таблица 35 Альбома по древней истории или диапозитив 17) изображался четырехголовым, что должно было означать, будто он все видит и все знает; он держит в руке бутон священного лотоса — символ жизни. Учащиеся читают, что в древнеиндийских религиозных гимнах говорится о брахманах. Вывод учащихся: считалось, что из всех существ высшие это брахманы. Учитель продолжает рассказ. Только брахманы имели право совершать жертвоприношения богам, т. е. быть посредниками между людьми и богами, толковать законы и следить за их исполнением, а также изучать священные тексты и обучать грамоте.

Если брахман убивал человека низшей касты, то ему полагалось совершить лишь религиозное очищение, как после убийства кошки или ящерицы. Но если человек низшей касты осмеливался хотя бы только судить о поведении брахмана, он подвергался жестокой казни: по повелению царя ему вливали в рот и уши кипящее масло.

Вторую касту, тоже считавшуюся благородной, составляли воины. Записывается: воины. Обязанность воинов — защищать государство от врагов и охранять порядок. Первые две касты считались «благородными».

В третью касту, самую многочисленную, входили все те, кто платил налоги: земледельцы, жившие общинами, ремесленники, торговцы. Как о них говорилось в священных Ведах — читает учитель, учащиеся следят по своим текстам. Проверяется: чем должна быть полна их жизнь? Делается запись о третьей касте (вайшьи).

Четвертая каста — шудры. К ней принадлежали поденщики, домашняя прислуга, бесправные и угнетенные бедняки. Читаются тексты о шудрах. Проверяется, как их поняли учащиеся. Положение шудр отличалось от положения рабов только тем, что они считались свободными людьми. У шудр нет никаких прав, а только обязанности. Учитель добавляет, что в присутствии шудр брахман умолкал: шудра был недостоин даже слышать священные слова, произносимые «благородным» брахманом. А как наказывали человека четвертой касты, если шудра оскорблял кого- либо из первых двух каст — об этом учащиеся уже слышали.

Делается запись о шудрах.

Касты были резко отделены друг от друга. Браки между людьми из разных каст запрещались. Принадлежность к той или иной касте передавались по наследству, от отца к детям.

Для обоснования установившегося кастового строя брахманы выдумали легенду о сотворении людей богом Брахмой. Согласно этой легенде, из уст своих Брахма создал жрецов, в них — святость и истина; из рук своих он сотворил воинов, в них — мужество и сила; из бедер он создал людей третьей касты; они должны обеспечить брахманов и воинов всем необходимым для жизни; а шудры появились из ног Брахмы, запачканных в грязи; их удел — обслуживание «со смирением» людей других каст. Первые две касты — благородные, четвертая — презренная.

В дальнейшем число каст увеличилось. Из касты шудр выделились самые презираемые профессии, образовавшие касты неприкасаемых.

Кастовый строй разделял общество непроходимыми гранями. Показывается план селения с разделением на кварталы по кастам (диапозитив 15). Следовательно, даже селиться люди не могли там, где хотели; место их жилища определялось принадлежностью к той или иной касте.

Еще ниже, вне каст, стояли рабы. О положении рабов учащиеся могут рассказать сами, опираясь на известный им материал из истории Египта и Вавилонии и вспомнить, когда в Индии за короткий срок быстро увеличилось число рабов.

После рассказа о кастах учитель предлагает учащимся объяснить, в чьих интересах было деление общества на касты. Кастовый строй использовали в своих интересах жрецы и богатые воины-рабовладельцы для того, чтобы заставить работать на себя простой народ.

Учитель рассказывает (в объеме учебника) о смелых людях из шудр, которые поняли связь между религией и общественным неравенством и стали бороться против веры в бога.

Закрепление проводится путем повторения по таблице и по текстам о положении отдельных каст. В заключение читается курсив в учебнике о значении каст (стр. 57).

Другой вариант урока возможен при привлечении экранных пособий. В таком случае тексты на руки не раздаются; 'весь рассказ учитель ведет на том же материале, но иллюстрирует его показом диапозитивов: 17 — бог Брахма, 23 — воин, топящий варвара, 24 — осада укрепленного города.

На последнем диапозитиве видны боевые колесницы, боевые слоны, конница и пехота — четыре рода войска. Это деление легло в основу изобретенной индийцами игры в шахматы. На диапозитиве 41 изображены рукоятки мечей индийских воинов в серебряных ножнах с чеканными узорами. 26, 27 — люди третьей касты. 16 — шудра. Согласно второму варианту, таблица по кастам составляется в порядке закрепления материала.

Очень оживляет закрепление такой прием: подобрать изображения современных индийцев тех профессий, которые перечислены в таблице, в национальной одежде; показывая их учащимся, спрашивать: если бы человек этой профессии жил в Древней Индии, к какой касте он бы относился? Учащиеся сверяются с таблицей, таким путем разучивают ее и, в то же время, получают некоторое представление о внешнем облике индийцев.

Большой выбор подходящих цветных иллюстраций учитель найдет в иллюстрированных журналах («Огонек», «Смена» и др.) за последние три-четыре года и в сериях открыток: «Изобразительное искусство Индии» и «Выставка кустарных изделий Индии».

В законченном виде таблица выглядит так:

ДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ НА КАСТЫ

 

Касты

Кто входит

 

 

 

1.

Брахманы

Жрецы

2.

Воины (кшатрии)

Воины

 

 

 

3.

Третья каста (вайшьи)

Земледельцы-общинники, большинство ремесленников, торговцы

4.

Шудры

Бесправные бедняки, рабочие, поденщики, домашние слуги

 

 

 

 

Естественно, что у учащихся возникает вопрос о кастах в современной Индии. Учитель сообщает, что все ограничения в правах и все привилегии, связанные с принадлежностью к той или иной касте официально отменены конституцией Индийской республики в 1950 году, но продолжают существовать как вредные пережитки и поныне, задерживая хозяйственное и культурное развитие страны. Капиталисты и помещики использовали кастовое деление для эксплуатации трудящихся масс. Однако рост крупных государственных предприятий и железнодорожного сообщения, проведение государственных преобразований и пятилетнего плана, развитие культуры в Индийской республике приводят к стиранию граней между кастами, а всенародная борьба за независимость и мир сплачивает людей различных каст.

Жрецы, занимая в Древней Индии господствующее положение в обществе и государстве, стремились быть хозяевами и в области образования. Учитель предлагает классу вспомнить: какие права в области просвещения присвоили себе брахманы?

Деление общества на касты долгое время помогало брахманам держать народные массы в угнетении и невежестве. И тем не менее талантливый и трудолюбивый индийский народ уже на заре своей пятитысячелетней истории создал чрезвычайно высокую культуру.

С памятниками древнейшей культуры долины Инда учащиеся уже познакомились на первом уроке.

В своем рассказе о древнеиндийской культуре учитель кратко останавливается на достижениях индийских крестьян уже в глубокой древности: выращивание сахарного тростника и хлопка, приручение слонов, искусство ткачей. Говоря о письменности, он подчеркивает величайшее значение изобретения алфавита из 51 знака вместо многих сотен иероглифов. Еще в глубокой древности индийцы составляли словари и первую из дошедших до нас грамматику. Интересно отметить, что индийцы — единственный народ, у которого была богиня слова (одно из ее имен Шарада). Учащиеся знают уже о развитии астрономии в Египте и Вавилоне. Много занимались астрономией и в древней Индии. Преподаватель указывает на большую научную точность индийского календаря по сравнению с вавилонским: переход на солнечный год вместо лунного, удлинение месяцев (30 дней вместо 28).

Особенно значительны открытия индийцев в математике: они первыми применили знак нуль и создали десятичную систему счисления. Индийские цифры можно показать на таблице 38 из Альбома по древней истории. Учитель разъясняет ошибочность названия «арабские цифры». Важно довести до сознания учащихся гениальность изобретения знака нуля. Преимущества индийской системы счисления легко показать на сравнении ее с системой Древнего Египта, если таковая давалась, или с римской, которой иногда пользуются и поныне.

Рисунки учебника дадут некоторое представление о древнеиндийском искусстве.

Ворота I в. до н. э. (стр. 55) — часть ограды древнего храма. Они — каменные, но воспроизводят форму более ранних деревянных ворот. Искусные руки камнерезов покрыли ворота сложными и вычурными изображениями животных и людей, сцен труда, войны, танцев и т. д. Многократно повторяется скульптура слона — священного животного Индии и колеса. Колесо в древней Индии — знак закона и правды.

Колесо закона изображено и в верхней части колонны царя Ашоки (стр. 56). По повелению этого царя, объединившего Индию в III в. до н. э., в стране было воздвигнуто несколько десятков тысяч таких колонн; некоторые из них сохранились. Четыре льва смотрят на четыре стороны света, каждая из которых обозначена соответствующим астрономическим знаком и колесом закона. Круг, на котором стоят львы — олицетворение мощи государства— помещен на опрокинутом цветке лотоса — священном растении индийцев. Это древнее изображение в наши дни является гербом Индийской республики и символизирует уважение индийского народа к его великой культуре.

Архитектура многоэтажного буддийского храма (таблица 2 на форзаце) относится к X в. н. э. (датировка на стр. 56 ошибочна) и типична для древней Индии, особенно для ее севера. Поставленные друг на друга и уменьшающиеся кверху квадраты образуют крутую покатость, необходимую для стока воды при тропических ливнях. Зонты наверху — символ царской власти — продолжают линию конуса. Высота храма — не меньше чем Исаакиевского собора в Ленинграде. Каменные столбы у подножья храма — почти в рост человека. Все стены покрыты сложной резьбой на мифологические темы.

Раскрывая вопрос о культуре Древней Индии, преподаватель не может не остановиться на некоторых ее технических достижениях. Индийские ремесленники издавна изготовляли краски редкой яркости и прочности и ткани необычайной тонкости, которые славились во всем тогда известном мире. Живопись светящимися красками, которые европейцы открыли лишь в половине XX в. н. э., практиковалась индийцами уже в VI в. до н. э. (фрески в древнейших пещерных храмах Аджанты и Эллоры). Индийцы III в. до н. э. владели до сих пор неизвестным секретом получения нержавеющего железа (огромная железная колонна близ г. Дели не ржавеет свыше 2300 лет) и состава для придания прочности дереву в условиях высокой влажности (исключи-тельная степень сохранности деревянного дворца царя Ашоки, III в. до н. э., раскопанного тоже близ г. Дели).

После рассказа учителя класс сам сделает вывод о высоком уровне развития древнеиндийской культуры. Преподаватель подчеркивает, что успехи Индии в области наук, литературы, техники уже в глубокой древности достигнуты трудолюбивым, мудрым и талантливым индийским народом. Однако результатами его трудовой деятельности пользовались лишь эксплуататоры— рабовладельцы.

Домашнее задание: выучить по учебнику § 25. Приготовить рассказы о положении разных каст. Уметь объяснить, кому было выгодно существование каст и какой вред они приносили? Продумать: что нового внесли древние индийцы в культуру, чего раньше не знали другие народы Древнего Востока? Продолжить таблицу,

Закрепление: что такое деление общества на касты? Перечислите замечательные открытия древних индийцев в науке и технике.

В заключение преподаватель кратко останавливается на ярких проявлениях симпатии и доверия между индийцами и советским народом, на укреплении дружбы и сотрудничества между этими великими миролюбивыми странами и приводит слова И. А. Булганина на аэродроме в г. Дели 18 ноября 1955 г.:

«Мы вступаем на древнюю землю Индии с радостным волнением, проистекающим из глубокого чувства уважения и дружбы, которое советский народ питает к талантливому и трудолюбивому народу Индии — творцу великой самобытной культуры».

Примечания

1. Слово «касты» — португальское. Древнеиндийским словом «варны» обозначались четыре основные разряда — сословия. Впоследствии число разрядов, на которые разделилось общество в Индии, увеличилось. Каждая профессия составила отдельный разряд — «джати». Португальцы, проникшие в Индию в XVI в., и назвали эти наследственные профессиональные разряды кастами.