Перейти к основному содержанию

3-й урок.

Установление рабовладельческого строя в Египте

Цель урока: на конкретном примере древнего Египта показать учащимся, что развитие хозяйства привело к изменению общественного строя: с появлением рабства и распадом первобытной общины образуются классы и устанавливается рабовладельческий строй.

Понятия: раб, крестьянин-общинник, рабовладелец (знать), классы, рабовладельческий строй.

Продолжается разъяснение взаимосвязи между хозяйством и обществом.

Оборудование урока: историческая карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Желательно изготовить аппликации раба, крестьянина, ремесленника, знатного египтянина (см. Д. Н. Никифоров. «Работа с наглядными пособиями по истории»).

Опрос. Чем занимались земледельцы и ремесленники? Опишите работу ремесленника — металлиста или другого ремесленника, по желанию. Почему с возникновением ремесла в Египте работа людей пошла успешнее? Расскажите, что бы вы увидели, попав на древнеегипетский базар?

Обобщая ответы, учитель подчеркивает — учащиеся узнали, как развитие новой отрасли труда — ремесла — повлияло на состав общества: среди населения выделились крестьяне и ремесленники. Изменения в хозяйстве изменили в дальнейшем жизнь всего общества.

Затем учитель сообщает новую тему урока.

План изложения нового материала

1. Появление рабов в Египте.

2. Разделение на семьи.

3. Переход к соседской общине.

4. Выделение рабовладельцев (знати).

5. Рабовладельческий строй.

Учитель предлагает последовательно рассмотреть все изменения, происшедшие благодаря усовершенствованию орудий труда и наличию излишков. Во-первых, роду стало выгодно иметь больше работников. Почему? — спрашивает учитель. Учащиеся уже поняли, что теперь каждый работник мог не только прокормить себя, но и выработать кое-что для всего рода. Раньше, во время войн рода с родом, племени с другим племенем пленников убивали. Теперь их больше не убивали, а заставляли работать в хозяйстве рода. Пленников стали называть «живые убитые». На доске помещается аппликация связанного пленника 1.

Но пленники попадали в особое положение. Они должны были рыть каналы, строить водоемы и плотины, разрыхлять землю после наводнения, словом, выполнять самые тяжелые и трудоемкие работы. Этих пленников не считали членами рода. Таких людей в науке называют рабами. Рядом с аппликацией пишется «раб».

Объясните, кого же египтяне называли «живые убитые», на какое происхождение рабов указывает это название, кому сначала принадлежали рабы, что делали рабы в хозяйстве родовой общины.

Учитель обобщает: рабами делались военнопленные. С появлением рабов все общество разделилось на две резко различные группы, на два класса: рабов и свободных.

Перечислите, чем отличался раб от свободного.

После того как учащиеся назовут эти отличия, им указывается, что и в жизни свободных произошли большие изменения. Учитель переходит ко 2-му пункту плана.

Опираясь на материал повторения, учитель спрашивает, каким общественным строем жили сначала египтяне, каковы характерные черты первобытнообщинного строя. Затем учитель начинает работать с таблицей (см. таблицу на стр. 50). Форма таблицы начерчена (без названия) на доске заранее, заполнена первая графа (признаки), но все это закрыто до нужного момента. Открывается первая графа. Учащиеся отвечают на вопросы таблицы, учитель уточняет их ответы и быстро заполняет вторую графу. Ответы по 3-й графе и название пишутся после разбора второго пункта плана нового материала (о соседской общине). Еще удобнее и быстрее идет работа с таблицей, если она заготовлена заранее (на доске, или лучше на отдельном листе), закрыта хотя бы газетой, которая постепенно, по мере объяснения, снимается, открывая нужные строчки.

Выяснив, что для первобытнообщинного строя характерны совместный труд, совместная собственность и равенство, и записав эти ответы, учитель предлагает вспомнить, какие объединения сложились у людей в этот период, из кого состоял род, кто входил в племя, как управлялись род и племена.

Далее учитель спрашивает, что объединяло членов рода и получает ответ, что род составляли кровные родичи, которые совместно работали, совместно владели имуществом и управлялись выборными старейшинами.

Учитель напоминает, каких успехов достигло земледелие в Египте по сравнению с мотыжным земледелием к IV тысячелетию до н. э.

Усовершенствования в хозяйстве и создание излишков способствовали дальнейшему изменению жизни в Египте. Второе важное изменение, внесенное в жизнь человеческого общества в Египте новой техникой обработки земель и выделением ремесла, состояло в том, что теперь уже не требовалась совместная обработка земли всем родом. Каждая семья могла, обрабатывая землю плугом, получить все необходимое пропитание; работая каменными и металлическими орудиями труда, изготовить предметы обихода, а те, которые члены семьи сделать сами не умели, выменять у ремесленников.

Это постепенно привело к распадению рода на более мелкие группы, на семьи.

Однако в долине Нила необходимы были работы, которые ни отдельной семье, ни отдельному роду были не под силу: осушка болот, строительство и поддержание в порядке крупных плотин и каналов. В заботе об оросительной системе были заинтересованы все соседние семьи. Эти работы объединяли семьи целого района, независимо от того, к какому роду или племени они принадлежали. В этих работах участвовали сотни и тысячи людей, живших по соседству. Поэтому общины в Египте сохранились, но изменился их состав. Учащиеся могут сами подсказать, как назвать такие общины (не родственные, а соседские). Подчеркнуть, что землю отвоевывали от реки и болот общими усилиями, поэтому земля оставалась владением всей общины.

Старейшины или старосты соседской общины отводили каждой семье участок земли под пашню. Земля по-прежнему принадлежала всей общине, но каждая семья вела свое собственное хозяйство и все, что члены семьи вырабатывали, принадлежало только всей семье, а не общине. Орудия труда, рабочий скот и другое имущество стали тоже принадлежать отдельным семьям, а не всей общине. Глава семьи, хозяин, трудился на своем участке и на общественных работах по орошению. Таких земледельцев называют крестьянами-общинниками.

Учитель указывает, что земледельцы по-прежнему жили общинами. Но новые общины имели резкие отличия от общин, существовавших при первобытнообщинном строе: объединение не по родству, а по соседству, работа семьями, деление на семьи, собственность семьи на имущество и передача его по наследству.

Учитель спрашивает: что связывало людей, входивших в родовую общину? А кто считался членом соседской общины? Как велось хозяйство в родовой общине и в соседской? Почему?

Убедившись, что учащиеся поняли сущность происшедших изменений, учитель проводит закрепление путем беседы о признаках родовой общины и общины соседской. После разбора каждого вопроса заполняется (или читается на готовом плакате) соответствующая строка третьего столбика таблицы. Лишь после окончания записей учащиеся подбирают заголовок ко всей таблице.

В законченном виде таблица выглядит примерно так:

ПРИЗНАКИ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ И СОСЕДСКОЙ ОБЩИНЫ

 

Признаки

Родовая община

Соседская община

 

 

 

 

1.

Кто входит в общину?

Родичи

Соседи

2.

Как поддерживают плотины, каналы?

Совместно

Совместно

3.

Кому принадлежит земля?

Родовой общине

Соседской общине

4.

Как трудятся на полях?

Совместно

Каждая семья получает от общины отдельный участок земли для обработки

5.

Кому принадлежат орудия труда, скот, урожай, хижина?

Родовой общине

Каждой семье. Имущество передается по наследству

 

 

 

 

 

Таблицу переписывать з классе учащиеся не успеют, а для самостоятельного задания она трудна. Лучше в готовом виде вывесить ее и оставить в классе, чтобы учащиеся хорошенько запомнили.

Закончив таблицу, учитель организует ее анализ: учащиеся сопоставляют признаки и отмечают черты сходства и различия между двумя общинами. Делается вывод: появилась новая община, первобытнообщинный строй разрушился.

Вариант второй для более слабого класса.

Все изложение материала вести, как в первом варианте, но вместо таблицы признаков обеих общин записать столбиком только признаки первобытнообщинного строя:

совместный труд на каналах, плотинах и на полях;

совместное владение орудиями труда и другим имуществом;

совместное владение землей;

объединение родичей;

равенство.

По мере рассказа о разложении родовой общины, ее признаки один за другим перечеркиваются. Остается только совместный труд на каналах, плотинах и совместная собственность на землю. Учащимся легко дается вывод о разложении первобытнообщинного строя.

Изменилось и положение людей — членов общины. Первобытная община строилась на равенстве членов; с разделением на семьи выделились бедные и богатые семьи. Разбогатели прежде всего семьи старейшин и вождей племени. Старейшины и вожди стали захватывать лучшие земли общины.

Учитель спрашивает, где в Египте были расположены лучшие земли.

Семьям старейшин и вождей доставалась большая часть добычи, захваченной на войне. Они становились собственниками, обладателями больших богатств: рабов, скота, золота, земли и других ценностей. Сами они не работали, на них трудились рабы. Рабовладельцы были полными хозяевами рабов. Старейшины и вожди передавали имущество своим сыновьям. Хотя последние и не всегда становились старейшинами, или вождями, но оставались самыми богатыми людьми в роду. Семьи старейшин и вождей гордились своим богатством и происхождением. Они считали себя не простыми крестьянами-общинниками, а высшими людьми, знатью. На доске помещается аппликация и надпись: «Рабовладелец — знать». Обращается внимание на одежду знати.

Ниже знати учитель помещает аппликации простых общинников: крестьянина и ремесленника.

Итак, постепенно уничтожилось равенство между свободными, между членами общины. Все свободное население разделилось на простых общинников и на знать.

Для раскрытия понятия рабовладельческий строй учитель пользуется уже имеющимися у учащихся знаниями и дополняет их. По мере объяснения на доске составляется из аппликаций и надписей схема, учащиеся переносят ее в свои тетради.

Первую большую группу угнетенных составляли рабы, или, как определяют в науке, класс рабов.

Учитель может конкретизировать положение раба, напоминая учащимся о картине «Храмовое хозяйство». Хозяин раба заставлял его обрабатывать свое поле. Учащиеся перечисляют, какие именно работы, выполняемые рабами, были изображены на картине. Но все, что вырастало в результате труда раба, принадлежало не ему, а хозяину: раб не имел своего имущества, своей собственности.

В чем еще проявлялась власть хозяина над рабом? Учащиеся вспоминают о палке в руках надсмотрщика, ударах плетью. Хозяин мог как угодно наказать раба, купить, продать его, даже убить. У раба не было никаких прав, он не мог даже жаловаться. Сын или дочь раба тоже становились рабами.

Все остальные люди были свободными. Среди свободных тоже были угнетенные — это многочисленный класс крестьян и ремесленников.

Вопросы классу: кто угнетал рабов и крестьян? Где на картине изображен знатный человек? Перечислите, что вы знаете о знати (крупных рабовладельцах): из кого они происходили, чем владели.

Учитель предлагает сравнить положение этих групп или классов. Учащиеся отмечают сходство в положении крестьян и ремесленников. Их мы отнесем к одной группе населения, к одному классу. Между остальными группами имеются резкие различия. Общество разделилось на классы.

Среди людей установились новые порядки, новый строй жизни, который называется рабовладельческим строем.

Для закрепления учащиеся читают две фразы курсивом в последней подтеме § 9 учебника (стр. 19) и объясняют их, упражняются в определении рабовладельческого строя.

Домашнее задание: выучить по учебнику § 9. Ответить на вопросы: какие изменения произошли в составе египетского общества? Чем эти изменения были вызваны? Выписать в тетрадь, что называется рабовладельческим строем. Составить устный план подтемы «Рабовладельцы» в § 6. Желающим нарисовать раба или знатного египтянина.

Примечания

1. Аппликации и надписи следует располагать на доске таким образом, чтобы из них можно было в конце урока составить схему (см стр. 52).